Урок по географии на тему : Почва, ее состави свойства. 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
8 класс География
Тема: Почва, ее состави свойства. Факторы почвообразования. Основные типы почв края и их характеристика. Закономерности распространения почв регионе.
Образовательная: сформировать знания о почвах, о закономерностях их распространения на территории: рассмотреть земельные ресурсы и их рациональное использование.
Развивающая: развить умение и навыки работы с картой в определении особенностей типов почв;
Воспитательная: воспитание важности изучения географии, любознательность, краеведческий подход.
Оборудование: карта почв , раздаточный материал, атлас,тетрадб,пинал.
Тип урока: изучение новых знаний.
1.Ребята, давайте разгадайте кроссворд и узнаем, какое ещё значение есть у слова «земля». Итак, обратите внимание на кроссворд, в не всего пять вопросов, давайте вы на них ответите, а потом мы проверим и узнаем какая тема нашего урока
Состояние воды. (Пар.)
Одно из самых главных богатств на Земле. (Вода.)
То, из чего состоят тела. (Частица.)
Беспрерывный процесс в природе. (Круговорот.)
Что происходит с водой под действием солнечных лучей?
Какое слово у нас вышло?
-Знаете ли вы, что такое почва?
— Знаете ли вы, как образуется почва?
— Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?
— Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?
— Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?
— Знаете ли вы кто такой Докучаев?
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ____________________..
Вывод: в почве есть _____________.
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке о.
Вывод: в почве есть вода.
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели_________,___________,__________, ____________, _______________.
4.Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.
Василий Васильевич Докучаев Василий Васильевич Докучаев (1 марта 1846 8 ноября 1903) известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв.
Природа наделила Донбасс очень сложным и своеобразным рельефом. Поверхность региона формировалась на протяжении многих геологических эпох. На ее развитие повлияли разные тектонические движения, древние ледники и отложение лесов, колебания уровня моря, эрозийная работа рек и ветра, хозяйственная деятельность человека. Долгая и трудная история края привела к его расцвету, к нечасто встречающейся на земле гармонии.
Значительные площади Донбасса занимают пески, овраги, склоновые земли, каменистые почвы. Для территории характерно большое количество антропогенных форм рельефа, прежде всего это терриконы, которых в районе насчитывается более трех тысяч.
Почвой — называют верхний рыхлый слой земной суши ,на котором можнополучать урожай растений.
Эрозия – разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением.
Кроме того, важным фактором антропогенной трансформации почв есть нерациональная сельскохозяйственная деятельность
В настоящее время сельскохозяйственная освоенность Донецкой области одна из наиболее высоких и составляет 78 %, а доля возделываемых земель
достигает 64 %. Кроме того, неблагоприятные климатические условия
(сильные ветры, слабая увлажненность), а также экстенсивный характер
Землепользования и недостаточное проведение агротехнических
мероприятий защиты почвы от эрозии и засухи привели к тому, что Донецкая
область имеет наибольшее число эродированных земель.
Эродированные земли — Земли , потерявшие в результате эрозии частично или полностью плодородный слой почвы.
частично частично полностью
Главнейшее качество почвы — плодородие , то есть способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневую систему воздухом и теплом. Благодаря плодородию почва служит основным средством сельскохозяйственного производства.
Почва как природное образование обладает рядом специфических признаков и свойств, отличающих её от других природных тел, в частности от горной породы, из которой она образовалась.
Почвообразование – это сложный природный процесс образования почвы из горной породы под воздействием факторов почвообразования в пределах биогеосферы Земли.
Абсолютным возрастом почв называют промежуток времени, прошедшей с момента возникновения почвы до нынешней стадии ее развития. Почва возникла тогда, когда материнская порода вышла на дневную поверхность и стала подвергаться процессам почвообразования. Например, в Северной Европе процесс современного почвообразования стал развиваться после окончания последнего ледникового периода.
Однако в пределах разных частей суши, которые одновременно освободились от водного или ледникового покрова, почвы далеко не всегда будут иметь в каждый данный момент одну и ту же стадию своего развития. Причиной этого могут быть различия в составе почвообразующих пород, в рельефе, растительности и других обстоятельствах.
Относительным возрастом почв называют различие в стадиях развития почв на одной общей территории, имеющей одинаковый абсолютный возраст.
Время развития зрелого почвенного профиля для разных условий – от нескольких сотен до нескольких тысяч лет. (Согласно данным, Л. Александровского увеличение мощности гумусового горизонта до 15 см происходит приблизительно за 100 лет). Возраст территории вообще и почвы в частности, а также изменения условий почвообразования в процессе их эволюции оказывают существенное влияние на строение, свойства и состав почвы. При сходных географических условиях почвообразования почвы, имеющие неодинаковые возраст и историю, могут существенно различаться и принадлежать к разным классификационным группам.
Итак, можно констатировать, что все естественные факторы почвообразования взаимосвязаны и действуют одновременно, оказывая влияние не только на интенсивность биологического круговорота и почвообразования, но и друг на друга. Так, изменение микроклиматических условий может вызвать смену растительного покрова и почв. Почвы в свою очередь могут оказать воздействие на смену растительности и изменить микроклиматическую обстановку
процесс, а орошение в засушливых районах создает условия для накопления органического вещества в почвах, повышая плодородие почв и урожай растений.
В результате хозяйственной деятельности человека изменяются характер и интенсивность биологического круговорота веществ, почвы дополнительно получают органическое вещество и элементы питания, формируется мощный пахотный горизонт, создаются окультуренные почвы с повышенным плодородием. Различной хозяйственной деятельностью охвачено 500 млн. га земель. Однако применение неправильных приемов ведения хозяйства вызывает развитие неблагоприятных почвообразовательных процессов: заболачивания, засоления, разрушения органического вещества и потери элементов питания.
Основные виды почв края и их характеристика .
На Донбассе насчитывается 60 типов почв. Обычные черноземы занимают 92 % территории, дерновые – 4 %, луговые, болотные и выходы пород – по 1 %, засоленные и подзолистые – по 0,5 %.
Поверхность области представляет собой волнистую равнину, возвышающуюся от долины Северского Донца к северу и к югу, где расположен Донецкий кряж, образованный мощными толщами осадочных пород древних морей, некогда существовавших здесь. Высшая точка – Могила Мечетная – 367 м. Наиболее характерной чертой кряжа является чередование холмистых водораздельных пространств с глубокими, крутобережными речными долинами и сухими балками. В долине рек Миуса и Нагольной высота Донецкого кряжа снижается, и южные склоны переходят в Приазовскую береговую равнину. К северу снижение происходит постепенно и к Северскому Донцу обрывается крутым уступом, образуя живописный правый берег реки. В левобережной части области простирается Старобельская равнина. На крайнем севере в пределы области заходят отроги Среднерусской возвышенности. Абсолютные высоты тут постепенно снижаются (от 216 до 50 м.) на юг и юго-запад к долине Северского Донца. Вдоль левого берега реки тянется сравнительно неширокая (16-18 км) террасовая равнина, покрытая, главным образом песками, местами сформированными в дюны.
Почвы плодородные, главным образом черноземные. Мощность плодороднейших пластов достигает метра толщины, а порой больше. Распространены также дерновые почвы. Применение правильной агротехники позволяет собирать довольно высокие урожаи выращиваемых здесь сельскохозяйственных культур, бахчевых, овощей.
Черноземы солончаки луговые почвы
Для образования черноземов сложились наиболее благоприятные природные условия. Черноземы, распространенные в области под травянистой растительностью характеризуются высоким плодородием. Окрас черноземов очень темный, иногда почти черный с зернистой или мелкокомковатой структурой и мощным перегнойным слоем, так почва возникла на лёссах, обогащенных кальцием. Перегной образуется за счет ежегодного отмирания травяного покрова, при условии ослабленного на нашей территории вымывания гумуса, так как в теплое время года испаряемость значительно больше, чем количество выпадающих осадков. Мелкокомковатая структура делает эти почвы самыми плодородными в мире. По механическому составу, породам, на которых они сформированы, черноземы Донбасса отличаются большим разнообразием.
Большую часть территории занимают обыкновенные черноземы. Они очень плодородны, хорошо насыщены азотом и калием. Мощность гумусового горизонта обыкновенных черноземов составляет 70 см, содержание гумуса – 4-6 %. Плодородность черноземов 65–100 баллов, (по 100-балльной шкале).
Работа с катортой у доски .
4.Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы.
-Знаете ли вы, что такое почва?
— Знаете ли вы, как образуется почва?
— Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?
— Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?
— Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?
— Знаете ли вы кто такой Докучаев?
Составьте схему состав почвы .
Дети, скажите, что вам понравилось на уроке и чего вы не поняли.
6. Домашнее задание- изучить конспект. Написать сообщение или буклет на тему: «Почвы нашего края », можно заменить презентацией .
Источник
Маршрутный лист. Урок по теме «Почва».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Маршрутный лист №27
Тема урока: Почва.
Задание 1: Распределите компоненты природы на живую и неживую природу
(запишите в таблицу).
Компоненты природы: Климат, рельеф, горные породы, почвы, растительный
и животный мир, человек, вода, воздух.
Задание 2: Вопрос: К какой природе отнести почвы?
Опыт 1. Наличие воздуха в почве.
1.Опустить небольшой кусочек почвы в стакан с водой.
2.Наблюдаем, записываем изменения: _____________________________________________________________________________________.
Опыт 2. Наличие воды в почве.
1.На салфетку положить кусочек почвы, придавить сверху другой салфеткой.
Опыт 3. Наличие в почве других составляющих.
гниющие остатки растений и организмов
1.Рассмотрим почву через лупу и разотрем между пальцев кусочек почвы.
Вывод: ________________________________________________ ______________________.
Задание 6: Заполнить схему «Состав почвы».
. Формирование почвы. Задание 7: Прочитать «Сказку о мечте старого камня», сделать вывод: Как образуются почвы.
Сказка о мечте старого камня»
Давным-давно это было. Жил-был на Земле камень. Старый, серый, угловатый, ничем особенным не был отмечен.
А уж как хотелось этому камню стать знаменитым.
Шло время, камень становился все древнее и древнее. Солнце, вода и ветер не щадили его. То раскалится камень под жаркими лучами Солнца, то замерзнет под холодными струями дождя. Не вынес он своей старости, да и развалился.
Видели Вы такое чудо, чтобы камень рассыпался? Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок и глину превратился. Какая уж тут знаменитость?
Но вот однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, стал расширять свой дом. И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках.
Однажды между песчинками приземлился маленький белый парашют с семенем одуванчика.
Как только весеннее Солнце пригрело песок, семя проклюнулось, и скоро среди песчинок расцвело яркое чудо – цветок одуванчика, так похожее на Солнце. Сначала любопытная пчела опустилась на цветок собирать пыльцу, затем червяк поселился среди корешков, паучок спрятался под нижними листочками. Закипела работа вокруг цветка.
И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.
3. Условия развития разных типов почвы.
Задание 8: Прочитать в учебнике стр. 182 1-й абзац и записать:
Необходимые условия для формирования почв: _____________________________
Почва – рыхлый поверхностный слой, обладающий плодородием.
Плодородие – способность почвы обеспечить жизнь и развитие растениям.
Гумус (перегной) – органическое вещество, состоящее из остатков растений, перерабатываемых почвенными организмами.
Минеральные вещества – песок и глина, соли.
Чем отличаются почвы на первый взгляд? ____________________________
Задание 9: Проверочный тест.
1.Что такое почва?
А. В ерхний слой земной коры.
Б. Верхний, рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.
В. Вещество чёрного, коричневого, серого цвета.
2. Чем полезны для почвы растения и животные?
А. Сохраняют влагу
Б. Не пропускают воздух
В. Из останков образуют перегной и минеральные вещества.
3. Почва отличается от горной породы.
Домашнее задание: учебник §27; печатная рабочая тетрадь §27 (весь); стр.184 учебник вопросы 3 и 4 в разделе: А теперь более сложные вопросы — письменно ответить.
Источник