Почему почву надо охранять, мероприятия направленные на охрану почвенных ресурсов
Земля – это природный ресурс, часть природной среды.
Верхний слой поверхности Земли (литосфера), отличающийся плодородием, называется почвой. Она отвечает за рост растений – их насыщение влагой и питательными веществами. Когда почвенный слой в норме, он обновляется при взаимодействии с водой, воздухом, солнечными лучами, живыми организмами.
Если структура или биологический баланс нарушается, страдает ее плодородие. Восстановление проходит медленнее, чем повреждение. Поэтому уместнее заранее озаботиться проблемой охраны почв.
Ответственность за мероприятия по охране несут собственники земельных участков, арендаторы, пользователи.
Что такое охрана почвы?
Охрана почвенных ресурсов связана с видами повреждений. Они бывают механическими (естественными) и антропогенными.
- Механические повреждения – это эрозии под воздействием воды, ветра, сезонного таяния снегов, ливневых дождей и др. Вместе с потоками воды размывается и уносится верхний слой почвы. Возникают, а со временем разрастаются промоины и овраги. Нарушается рельеф местности на протяжении до нескольких десятков километров. То же самое происходит при выдувании породы ветром.
- Антропогенные. Причины антропогенных повреждений:
- Радиоактивное заражение.
Наиболее опасное, так как многие радиоактивные элементы имеют длительный период распада. Например, Уран 238 распадается через 4,5 миллиарда лет. - Заражение химическими веществами, например, пестицидами.
Они скапливаются в почве, концентрируются в растениях, попадают в воду, воздух, пищу, вызывая тяжелые заболевания человека. - Перенасыщение продуктами, содержащими тяжелые металлы.
В небольших количествах они всегда присутствуют, но при превышении предельно допустимых концентраций потребуется дезактивация вредных веществ. Флора, попавшая в зону загрязнения, обречена на гибель. - Неорганические отходы, промышленно-хозяйственные выбросы.
Санитарная охрана почвы призвана ограничивать поступление вредных веществ, содержать землю в состоянии самоочищения и естественного возобновления.
Мероприятия по санитарной охране почвы
Охрана почв ведется по четырем основным направлениям:
- законодательное;
- планировочное;
- санитарно-техническое;
- технологическое.
Эти направления охраны почв в России перекликаются друг с другом. Для выполнения мероприятий по охране необходимо следовать действующему законодательству РФ. В России регулируются правила планировки земельных участков под предприятия по утилизации твердых коммунальных, производственных и иных отходов.
Далее идут правила сбора, хранения, вывоза отходов, образующихся в населенных пунктах. Перспективное направление – открытие производств с минимизированными отходами, занимающихся вторичной переработкой и сортировка мусора.
Мероприятия по санитарной охране:
- Сохранение и воспроизводство плодородных земель.
- Защита от любого негативного воздействия, будь то природные явления (затопление, выветривание, заболачивание, иссушение) или загрязнение химическими, радиоактивными веществами, микроорганизмами, бактериями, отходами производства.
- Препятствие бесхозности земель, которое сопровождается зарастанием деревьями, кустами, сорняками.
Убытки, понесенные при рекультивации поврежденных земель, возмещают предприятия или частные граждане, виновные в загрязнении.
Законодательные
Природоохранные законодательные, нормативно-правовые акты – это юридически закрепленные нормы и комплекс организационных охранных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, охране жизни и здоровья граждан.
Правовая охрана почв регулируется:
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом N 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения”,
- Федеральным законом N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.
- Федеральным законом N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
Проект закона «Об охране почв» проходит экспертную оценку и обсуждается в Государственной Думе Российской Федерации. Он имеет большую общественную значимость.
Технологические
Технологические мероприятия способствуют рациональному использованию и охране почв. Это выбор наиболее безопасной и практичной системы сбора и утилизации отходов.
Из систем сбора мусора по нарастанию наносимого ущерба природе и почве на первом месте окажутся производства с безотходными технологиями или с минимальной отходной частью.
В странах с развитой экономикой и вниманием к экологической безопасности упор делается на безотходное производство.
Система раздельного сбора мусора активно пропагандируется и внедряется в России. Суть «Мусорной реформы» в стимулировании граждан, разделяющих бытовой мусор на пластик, стекло, металл, бумагу.
Жители домов, где организован раздельный сбор мусора платят меньше за вывоз твердых коммунальных отходов.
И, наконец, самый нетехнологичный унитарный – сбор мусора в общую тару, вывоз на свалку для захоронения. Использовать такой мусор для вторичной переработки сложно.
Отдельно нужно рассказать о безвывозном способе удаления отходов. Для вывоза мусора предназначен специализированный транспорт –всем хорошо известные мусоровозы. В некоторых странах Европы используют дробильные установки, которые измельчают мусор непосредственно в квартирах или в отдельно взятых домах. Так обычные пищевые органические отходы удаляются, как жидкие стоки, через канализацию.
Бестранспортная система удаления отходов имеет гигиенические преимущества, так как сводит к минимуму контакт человека с эпидемиологически опасными веществами.
Санитарно-технические
Под санитарно-техническими мероприятиями подразумевают сбор, хранение, вывоз, обезвреживание, утилизацию, захоронение бытовых и хозяйственных отходов. Их главные цели – безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение природного баланса.
Так как отходы бывают в твердом и жидком состоянии, то методы утилизации соответствуют их типу:
- Вывоз – для твердых отходов.
- Сток – центральная канализация.
- Смешанная – для домов, оборудованных выгребными ямами для жидких отходов.
В частных домашних и сельских хозяйствах для переработки органических отходов используют метод компостирования. Правила охраны почвы позволяют это сделать.
Планировочные
Главная задача, которую решают планировочные мероприятия по охране, правильное выделение участков под полигоны для хранения, переработке, обезвреживания, утилизации отходов и вредных веществ.
Выделяя землю под их строительство, в обязательном порядке предусматривают создание вокруг санитарных защитных зон (СЗЗ). Их размеры зависят от возможностей распространения вредного воздействия источников химической, биологической и физической опасности.
Правильное зонирование таких участков, обустройство подъездных путей к ним препятствуют деградации земель и обеспечивают надлежащую охрану почв.
Научные
Научные методы разрабатывают гигиенические нормативы и параметры экологической безопасности состояния почв.
Нормирование и превышение загрязнений почв рассчитывается на основе предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. ПДК для воды, воздуха, почвы существенно различаются, ведь непосредственный контакт живых существ с землей ощутимо меньше, чем с водой или воздухом.
Там, где они не превышают норму, не выявлено опасного влияния на здоровье человека и плодородие почвы.
Охрана земель от деградации
Деградация почвы, то есть ухудшение ее плодородных качеств, происходит вследствие нарушения верхнего слоя или загрязнения. Лица, виновные в этом, обязаны провести рекультивацию (восстановление), так чтобы они стали вновь пригодны для использования по прямому предназначению.
Порядок рекультивации земель регламентирован законодательством в области охраны почвы. Он может включать в себя устранение последствий загрязнения, восстановление или замену плодородного слоя, посадку зеленых насаждений.
Малопродуктивные или пострадавшие земли улучшают, привозя грунт, образовавшийся при проведении дорожных, строительных, земельных работ, а также работы с недрами.
В исключительных случаях, когда имеет место тотальное уничтожение плодородного слоя, происходит экологическая катастрофа, дальнейшее хозяйственное использование невозможно. Традиционные методы борьбы не дадут результата, пораженные территории подлежат консервации.
Такое решение принимается на уровне Правительства государства или нескольких, если затронуты интересы двух и более стран. Так произошло на месте аварии на Чернобыльской АЭС. Там поверхностный источник радиоактивного заражения распространяется в радиусе 30 км от эпицентра катастрофы.
Почвенно-экологический мониторинг
Государственный санитарный надзор в области охраны почвенных ресурсов осуществляют органы СанЭпидНадзора. Мониторинг надлежащей охраны почв проводится на всех этапах, от согласования проектов строительства, до плановых лабораторных исследований проб и выявлений нарушений природоохранного законодательства.
Почвенно-экологический мониторинг был введен в практику недавно по сравнению с исследованиями других природных сред.
Существует утвержденная программа мониторинга, которая включает перечень показателей:
- принципы выбора мест для проведения проб;
- методы исследований;
- критерии оценки полученных результатов;
- методика прогнозов.
Методы мониторинга и полученные показатели выбираются и интерпретируются в зависимости от степени деградации почвы.
Охрана почв – глобальная проблема цивилизации, с которой тесным образом связана экологическая безопасность планеты и всего живого на земле.
Рациональное использование и охрану земель осуществляют органы государственной, региональной, муниципальной власти, а также непосредственно юридические и физические лица.
Заниматься ею придется ради продолжения жизни, ведь почвенные ресурсы земного шара не безграничны.
Виды, факторы и последствия деградации почв
Причины и последствия опустынивания
Загрязнение почвы химическими веществами: последствия и охрана
Рациональное использование и охрана земельных ресурсов
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Виды, причины, последствия и борьба с эрозией почвы
С чем связано и чем опасно загрязнение почвы тяжелыми металлами
Рекультивация полигона ТБО: этапы и особенности
Закон об охране окружающей среды РФ
Как защитить воду и предотвратить ее загрязнение?
Химические загрязнения среды и здоровье человека
Виды и методы экологического мониторинга окружающей среды
Источник
О правовой охране почв
Дата публикации: 17.03.2016 2016-03-17
Статья просмотрена: 2295 раз
Библиографическое описание:
Шанина, Ю. В. О правовой охране почв / Ю. В. Шанина, Я. И. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27139/ (дата обращения: 11.12.2021).
В научной статье поднимаются два актуальнейших вопроса, рассматриваемых в рамках земельного права. Необходимо ли признавать почвы объектом земельных отношений? Следует ли принять специальный закон по охране почв?
Земля является главнейшим ресурсом России, значительно превышающим все запасы энергоносителей. Но ее рациональное использование в должной мере не осуществляется ни государством, ни гражданами страны. Российский обыватель, имеющий земельный участок на правах собственности, уверен в том, что ему дозволено совершать с ним все, что заблагорассудится. Но это представление абсолютно неверно.
Земельные ресурсы РФ являются объектом комплексной правовой охраны. Комплексный подход в регулировании отношений в сфере правовой охраны почв проявляется в том, что соответствующие нормы включены в нормативные правовые акты, являющиеся источниками различных отраслей права. При таком правовом регулировании, как правило, выявляются коллизии норм и пробелы.
Правовое регулирование отношений по охране почв осуществляется как земельным, так и экологическим законодательством. В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2] определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья была изменена в 2014 году). К компонентам природной среды законодателем отнесены, в том числе, земля и почвы. Учитывая это, в п. 1 ст. 42 Закона, определяющим требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, устанавливается, что должны проводиться мероприятия по охране земель и почв. Эти же объекты названы и в ст. 43 Закона, предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем.
В Земельном кодексе РФ почва не признается объектом земельных отношений. В ст. 6 ЗК РФ [1] названа только земля как природный объект и природный ресурс, исходя из этого в ст. 13 ЗК РФ определяется содержание именно охраны земель. Однако необходимо отметить, что в этой статье употребляется и термин почва. В п. 5 ст. 13 ЗК РФ предусматривается, что для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. Отношения по нормированию в области охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [2], в котором объектом охраны окружающей среды определены почвы, поэтому и в ст. 13 ЗК РФ назван этот объект.
Термин почва применяется и в Федеральном законе «О землеустройстве» [4]. В ст. 11 Закона определено, что почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
В Федеральном законе «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения определяется как способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений, а загрязнение почв как содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Изложенное выше обосновывает вывод о том, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения понятия «земля» и «почва» используются как тождественные.
Основываясь на анализе норм земельного и экологического законодательства, регулирующего отношения по охране почв, некоторые авторы предлагают законодательно закрепить понятие «почвы». Полагаем, что законодательное определение понятия «почва» и признание его объектом земельных отношений, закрепляемых на уровне ФЗ, вполне целесообразно.
Предлагая признать почву самостоятельным объектом правовой охраны, в научной литературе неоднократно обосновывалась необходимость принятия федерального закона «Об охране почв», который, по мнению многих авторов, будет способствовать предупреждению дальнейшей деградации почв и выбытию сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного производства. В законе предлагается закрепить обязанности субъектов земельных отношений по охране почв, а также способы и методы, которые должны применяться при ведении сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что в некоторых европейских странах приняты законы «Об охране почв». Например, Закон ФРГ «Об охране почв». В данном законе содержится юридическое определение «почвы», определяются обязанности собственников и владельцев недвижимости по предотвращению негативных изменений состояния почвы на их землях. Одним из важнейших требований, закрепляемых в Законе, является соблюдение правил «хорошей практики ведения сельского хозяйства». Подобные законы приняты лишь в некоторых европейских странах. В других отношения в сфере охраны почв регулируются различными актами. В Польше, например, отношения по охране почв регулируются Законами от 27 апреля 2001 г. «Об охране окружающей среды» и от 3 февраля 1995 г. «Об охране сельскохозяйственных и лесных земель». Подобное правовое регулирование сложилось и в России. Как отмечалось выше, отношения в сфере охраны почв регулируются ЗК РФ, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В последним из названных Законов закрепляются права и обязанности лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения, имеющие целью обеспечить воспроизводство плодородия земель, а также определяются основные направление обеспечения плодородия земель.
В законе «Об охране почв» авторы предлагают урегулировать вопросы внутрихозяйственного землеустройства, определить его значение, природоохранные функции. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О землеустройстве» [3]. В ст. 18 Закона определяется цели проведения внутрихозяйственного землеустройства, а также перечень, выполняемых работ, в том числе, разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.
Изложенное позволяет судить о том, что в России сформировался комплексный подход в регулировании отношений по охране почв, который проявляется в том, что соответствующие нормы включены в нормативные правовые акты, являющиеся источниками различных отраслей права. Считаем целесообразным сохранить сформировавшееся правовое регулирование данных отношений.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
- Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
- Боголюбов С. А. Земельное право. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2010. — 380 с.
Источник