Меню

Защита почвы от ветра 3 класс окружающий мир

Как можно защитить почву от выдувания ветром? Ветровая эрозия почв

Поддержание оптимального состояния почвы обычно предусматривает меры по защите ее плодородного слоя. Для этого применяются стимулирующие удобрения и различные химические добавки. Однако немаловажное значение в сохранении плодородной функции земельного участка имеет структурная целостность покрова. Нарушения в верхнем слове происходят под действием разных причин, но вопрос о том, как можно защитить почву от выдувания ветром, считается наиболее актуальным. Игнорирование негативных факторов в процессе эксплуатации земли может спровоцировать развитие эрозии, которая не позволит получить ожидаемые объемы урожая. Процесс восстановления, в свою очередь, длится долго и не всегда реализуется без профессиональной помощи.

Что такое ветровая эрозия почв?

Под ветровой эрозией понимается такое воздействие на верхний слой земли, при котором происходит выдувание и последующий разнос частиц грунта. Иными словами, воздушные потоки снимают с поверхности наружный покров, что приводит к обнажению корневой системы растений. При этом вред от ветровой эрозии причиняется не только в местах, где происходит непосредственное выдувание. В ходе переноса частицы земли могут покрывать другие участки с посевами, что также влечет негативные последствия. Поэтому вопрос относительно того, как можно защитить почву от выдувания ветром, стоит рассматривать шире, то есть с учетом задач сохранения и близлежащих территорий, по которым возможен разнос частиц грунта. Как отмечают специалисты, в регионах сильного воздействия потоков воздуха всего за несколько дней плодородный слой может полностью лишиться перегнойного горизонта. Полное же восстановление двухсантиметрового слоя гумуса в естественных условиях может происходить в течение сотен лет.

От чего следует защищать почву?

Чтобы не допустить негативного воздействия на почвенный покров, следует изначально определить причины, которые влекут подобные процессы. Казалось бы, основным факторов такого разрушения грунта является ветер. Но это не совсем так, поскольку изначально в экосистеме заложены и защитные функции, нарушение которых приводит к той же эрозии. К примеру, естественная растительность выступает эффективным барьером перед выдуванием, поскольку корневая система скрепляет частицы грунта и не дает им развеиваться. Есть и другие причины эрозии почв, которые следует учитывать в деле предотвращения неприятных последствий. В немалой степени и результат сельскохозяйственной деятельности может способствовать разрушению структуры почвенного слоя. Нерациональное использование удобрений, в частности, может привести к чрезмерной сухости грунта и понижению содержания гумуса, что также способствует разрушению.

Гидротехнические защитные мероприятия

Эрозия возникает не только по причине ветрового воздействия, но и при обильном контакте грунта с водой. Но в обоих случаях факторами, которые запускают негативный процесс разрушения, выступают не просто разные, а взаимоисключающие явления. Поэтому в решении вопроса о том, как защитить почву от выдувания ветром, многие сельскохозяйственные предприятия рассматривают использование гидротехнических станций, позволяющие регулировать влажностный баланс. Конечно, это лишь одна из мер, которые позволяют исключить разрушение земельного покрова, поэтому ее следует комбинировать с другими приемами защиты.

Культивация земли

Все-таки основой мероприятий по защите почвы от эрозии является обработка верхнего слоя. В качестве обязательной операции такого типа практикуется заглубленная вспашка более 22 см, которую чередуют с обычной культивацией с промежутками в 2-3 года. Кроме этого, может производиться плоскорезная и безотвальная обработка почвы, а также полосное рыхление зяби. Подобные агротехнические процедуры являются главным ответом на вопрос о том, как можно защитить почву от выдувания ветром без радикального изменения рельефа местности. К таким мероприятиям может прибегнуть и обычный фермер, используя минимальный набор технических средств. Даже простая обработка почвы способствует укреплению ее структуры и препятствует распылению частиц.

Посевы как инструмент борьбы с выветриванием

На любой местности, которая подвержена ветровой эрозии, наибольший эффект обеспечит почвозащитный севооборот. В частности, практикуется высадка сельскохозяйственных культур с грядками высокостебельных сортов. Здесь же стоит отметить лесомелиоративные мероприятия в виде организации защитных насаждений. При этом надо учитывать, что ответ на вопрос о том, как можно защитить почву от выдувания ветром за счет посева, должен решаться еще на этапе планирования землеустройства. Если планируется упомянутые лесомелиоративные способы борьбы с эрозией, то план следует составлять на несколько лет вперед. Если же обходиться только лишь сельскохозяйственными растениями, то эффект будет слабым и кратковременным.

Читайте также:  Как сделать известковую почву

Заключение

Эксплуатация почвы является сложным процессом, на который влияет множество внешних факторов – от климата до экологического состояния окружающей среды. Конечно, и активность ветров становится одним из первостепенных ответов на вопрос, от чего следует защищать почву в ходе эксплуатации. Существуют разные способы борьбы с рисками эрозии, среди которых и агротехнические мероприятия, и лесомелиоративные методики. Как показывает практика, достичь существенных результатов в этом деле удается лишь при условии комбинированного применения нескольких приемов защиты почвы от выветривания. Другое дело, что в качестве основного направления выступит лишь один подход – в одном случае это будет культивация, а в другом, например, растительные насаждения. В то же время специалисты не рекомендуют злоупотреблять активными мерами борьбы с эрозией, поскольку и ветер может быть полезен как источник питательных веществ, которые также переносятся с других территорий.

Источник

Окружающий мир 3 класс «Охрана почвы» («Планета знаний»)

Тип урока: применения предметных знаний.

Основные задачи:

  • назвать причины разрушения почв; познакомить с правилами охраны почвы;
  • заинтересовать научной деятельностью почвоведа В.В. Докучаева;
  • объяснять значение почвы в природе и жизни человека.

Ход урока

Эмоциональный настрой

Если Вам по душе
Красота земная,
Берегите ее,
Устали не зная!

Постановка цели и задачи урока

Кластер

Кластер «Береги почву»

— В чем будем искать красоту?
— Какое слово вы бы поставили в центр? (береги)
— Каким словом еще дополнили? (почва)

Поставка цели урока

— Выберите новую задачу из предложенных, которой мы еще на уроках не касались:

  • объяснять, что такое почва и ее плодородие;
  • охарактеризовать взаимосвязь растений и почвы;
  • объяснить процессы образования почвы;
  • открыть причины разрушения почв;
  • познакомить с правилами охраны почвы;
  • открыть причины разрушения почв.

Открытие нового знания

Работа с текстом учебника

— Прочитайте текст учебника и дополните схему.

Причины разрушения почвы и действия человека по охране почвы.

Отработка полученных знаний

Игра «Копилка знаний «Охрана почвы»

— Кто лучше запомнил текст.

Называют по очереди по одной информации из текста, победил тот, кто последний.

Выдвижение гипотезы. Сообщение ученика

Учитель подводит итог игры и добавляет:
— В мире все-таки остро ощущается нехватка плодородных почв. Ученые нашли способ получать хорошие урожаи, используя метод гидропоники.
— Предположите, что это за способ, опираясь на иллюстрацию.
— Правы ли мы, послушаем.

Гидропоника — это способ выращивания растений без почвы. При таком выращивании растение питается корнями не в почве, а во влажной среде, например, в питательном растворе или в кокосовом волокне. Дело в том, что в кокосовом волокне вода и воздух распределяются равномерно по всему своему объему. Это способствует дыханию корней, но также требует частого или постоянно-капельного полива раствором минеральных солей.

Гидропоника

В северных широтах в теплицах овощи, выращенные гидропонным методом, отличаются высокой урожайностью. При этом на небольшой площади можно выращивать зелень, овощи, цветочные и ягодные культуры. б) Высказывают предположение, опираясь на иллюстрацию:

Очистка почвы от мусора

Работа в группах
— Давайте и мы с вами поучаствуем в мероприятиях по охране почвы.
— Что нам по силам?
— Составьте картинку, склейте и вы увидите, как преобразится свалка мусора.

Работа в группах по составлению картинки:

Составленная картинка

Защита проекта

— Что у Вас появилось на этом месте?
Повторяют девиз урока. Комментируют полученную картинку в результате работы.

Читайте также:  Как загрязняется воздух вода почва

Домашнее задание

— Как Вы думаете, почему мы вспоминаем В.В. Докучаева?
— Сообщение о Василии Васильевиче Докучаеве.

Тест по теме «Почва»

1. Что такое почва?

1) верхний плодородный слой земли;
2) слой земли на поверхности;
3) слой земли, в который внесли удобрения;
4) слой земли, в котором обитают животные.

2. Что не входит в состав почвы?
1) песок;
2) вода;
3) дождевой червь;
4) воздух.

3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. Наличие чего в почве это доказывает?
1) воздуха;
2) солей;
3) песка;
4) перегноя.

4. Что растения не могут получить из почвы?
1) воду;
2) кислород;
3) соли;
4) солнечный свет.

5. Чем богата плодородная почва?
1) перегноем;
2) песком;
3) глиной;
4) воздухом.

6. Почему почву трудно восстанавливать?
1) ее разрушают животные;
2) она медленно образуется;
3) камни долго разрушаются;
4) растения впитывают много минеральных солей.

7. Какие действия человека наносят вред почве?
1) хищническая вырубка лесов;
2) распахивание почвы на больших участках;
3) возделывание одних и тех же растений на одном участке;
4) снегозадержание Прохождение теста в мобильном классе.

Итог урока. Рефлексия

— Что больше всего запомнилось, что нового узнали?
Подводят итоги урока. Анализируют результаты своей работы по диаграмме правильности и неправильности ответов.

Источник

Урок окружающего мира 3 класс «Охрана почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Охрана почвы.

Сформировать представление учащихся о почве, как верхнем плодородном слое земли.

Познакомить со старинными способами обработки земли.

Развивать экологическое и историческое мышление.

Воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Материал: «Окружающий мир» ,3 класс, методическое руководство.

Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, карточки, иллюстрации орудий труда старинные и современные, музыкальное оформление.

Режут – терплю,
Разбивают – терплю,
За все добром плачу.

— О чём идёт речь? (Земля)
— Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

Сегодня на уроке объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о том, как обрабатывали почву наши предки, вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках по этой теме.

Рефлексия.
Посмотрите на доску и поставьте значок в своей тетради, соответствующий вашим знаниям по данной теме.

Проверка домашнего задания.

Начнем урок с проверки домашнего задания.
— О чем мы говорили на предыдущем уроке ? (о почве, о земле — кормилице).
— Какие почвы характерны для нашего края?
— От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя).
— Что входит в состав почвы? Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли).
— Что необходимо для защиты почвы на полях? (Проводить снегозадержание на полях, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения )
— Для чего нужно защищать почву на полях? ( Чтобы повысить плодородие почвы)
— К уроку ребята подготовили сообщения об обитателях почвы.

Сценка.
(Ученик в костюме растения)
— По вине людей почва может разрушаться. Люди уничтожают растения, вырубают деревья, выкорчёвывают пни. По вине людей случаются пожары, гектары лесов выгорают. Почву размывает вода, выдувает ветер. Этот процесс называют эрозией почвы. Помогите земле, чтобы растения жили на земле и радовали людей своими подарками.
(Ученик в костюме крота)
— Я тоже хочу пожаловаться на человека. Почва многого «боится», особенно ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате подземные жители гибнут, а без нас почва теряет своё плодородие. Помогите нам.
— Ребята, давайте найдём пути выхода из этих ситуаций.

Работа в группах.

Читайте также:  Как приготовить грядку под морковку

уважать мнение своего товарища

1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки:

Посадка растений, образование оврагов, снегозадержание, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.

2 группа: найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.

3 группа: придумай свой знак в защиту почвы. Нарисуй.

4 группа: составь пословицы:

а хлеб белый родит.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.

— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия? (исчезнут растения и животные, не сможет жить человек, планета станет безжизненной) Вот почему учёный В.В.Докучаев, который занимался изучением почвы, говорил, что «почва дороже золота, Без золота люди проживут, а без почвы нет»

Работа с текстом учебника. с. 93-94

— Как вы понимаете старинное слово «земледелие»?
— Как возделывали поле наши предки?
— Какие орудия труда использовали?



— Какие из них сохранились до наших дней?
— Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?

— Догадайся, о чём идёт речь?
Человек жил с ней в единстве, сроднился с нею и называл её не иначе, как матушкой-кормилицей, редкостным даром природы. (Речь идёт о почве)
— Почему люди называют землю « кормилицей»? ( Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных).
А раз земля кормилица, то ее надо охранять, беречь.
— Вернёмся к таблице и посмотрим, как изменились наши знания по изученной теме.

— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали, подготовили большой материал, многое узнали.

«Окружающий мир» поурочные планы, автор составитель Т.В. Бондарева

«Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин

Под эрозией почвы понимают многообразные процессы разрушения почвенного покрова потоками воды и ветра. [ . ]

Различают несколько видов эрозии почв. Ветровая эрозия распространена, как правило, в засушливых зонах, на почвах, содержащих много мелких пылевидных частиц и лишенных растительности. Различают повседневную ветровую эрозию (поземку) и пыльные, или черные, бури. Последние возникают при сильных ветрах и могут практически уничтожить плодородный слой почвы. [

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, воды, воздуха, глины и песка. На её плодородие существенно влияет содержание азота, фосфора, калийных солей и других веществ.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай.

Почва — сложная система , которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения.

Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность , отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.

Источник

Adblock
detector