На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Меню
Завод азотных удобрений афганистан
Завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе
Фото #5796279
Для скачивания Вам необходимо пройти аутентификацию
Демократическая Республика Афганистан. Завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе, построенный при техническом и экономическом содействии СССР. Директор завода Ясин Мохаммад Садеки с советским специалистом во время беседы.
руководитель, ЗАУ, советско-афганские, строительство, машина, автомобиль, строительный кран, инженер, специалист, СССР-ДРА, СССР-Афганистан, связи, экономические, политические, отношения, международные, сотрудничество, завод
Источник:
РИА Новости
Кредит:
РИА Новости
Оригинал:
87-15461, 35 мм негатив
Язык контента:
Русский
Произошла непредвиденная ошибка. Если проблема повторится, обратитесь в службу поддержки.
Файлы видеороликов не будут добавлены в архив. Для скачивания видео пользуйтесь прямыми ссылками.
Файлы видеороликов не будут добавлены в архив. Для скачивания видео пользуйтесь прямыми ссылками.
Лимит скачивания исчерпан, обратитесь к вашему менеджеру.
Источник
» Афганский минфин выделил $12 млн. для восстановления завода удобрений в Мазари-Шарифе
Опубликовано: 05.09.2007 06:19 Печать
Министерство финансов Афганистана объявило о выделении 12 миллионов американских долларов для восстановления завода по производству азотных удобрений городе Мазари-Шариф. Основные работы по восстановлению завода, в которых будут принимать участие не только местные, но и иностранные специалисты, начнутся в начале следующего года.
Находящийся в северной афганской провинции Балх завод по производству удобрений до падения правительства Наджибуллы считался одним из крупнейших производителей в регионе. Однако в настоящее время завод способен производить лишь до 110 тонн продукта в сутки. По оценкам специалистов, после полного восстановления завод сможет производить до 310 тонн удобрений в сутки. По данным министерства сельского хозяйства Афганистана, ежегодно страна нуждается в 400 тыс. тонн удобрений, в то время как завод способен поставлять на рынок лишь 40 тыс. тонн. Сейчас на заводе заняты около 2500 рабочих, средняя заработная плата которых в среднем составляет около 3500 афгани (порядка $70).
Специалисты считают, что наряду с вопросами водоснабжения во многом успех правительства и международного сообщества в борьбе против выращивания и производства наркотиков зависит от доступности удобрений для крестьян.
Между тем, власти в Мазари-Шарифе высказывают недовольство ходом процесса приватизации крупных государственных предприятий на севере страны. Министерство финансов страны объявило о начале передачи в частные руки хлебокомбината и ряда других предприятий. В то же время, в сообщении минфина говорится, что власти не намерены передавать в частный сектор завод по производству удобрений.
Завод азотных удобрений (на базе газа, поступающего по газопроводу из провинции Джаузджан) и ТЭС были построены почти 35 лет назад при помощи бывшего СССР. Тогда комплекс производил в сутки около 300 тонн удобрений и 36 МВт электроэнергии. Фото: farsi.ru
Быстрая доставка материалов в Telegram Подписаться
Источник
» «Афганское экономическое чудо» невозможно без сотрудничества с Россией
Опубликовано: 13.10.2010 00:01 Печать
Автор: ДАНИШ Фахим
Афганистан представляет собой страну, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Развитию агропромышленной отрасли афганские власти всегда уделяли особое значение. Именно в агропромышленной сфере долгие годы развивалось успешное сотрудничество между Афганистаном и Советским Союзом.
Азотно-энергетический прорыв Балха
В 1965 году после тщательной оценки потребностей экономики страны, афганское руководство подписало договор с СССР о строительстве в Афганистане промышленных предприятий по производству удобрений, а также электростанции. Разработкой этих проектов занималось советское предприятие при Государственном научно-исследовательском институте (НИИ) азота. Также в проектировании будущего завода и теплоэлектростанции принимали участие сотрудники строительного предприятия из города Ростова-на-Дону. Место для строительства было определено в 18 километрах от города Мазари-Шариф, столицы провинции Балх. Под строительные проекты было передано 64 гектара земли.
Как рассказал в эксклюзивном интервью порталу «Афганистан.Ру» управляющий промышленными предприятиями по производству удобрений и электроэнергии, расположенными в городе Мазари-Шарифе, Абдулла Пайванд, подготовительные мероприятия по строительству теплоэлектростанции, которая должна была обеспечивать электроэнергией завод по производству азотно-туковых удобрений, начались в 1965 году при помощи советских инженеров, а в 1968 году был заложен первый камень для корпуса теплоэлектростанции.
Абдулла Пайванд добавил, что в 1972 году заработала первая турбина теплоэлектростанции мощностью 12 тысяч киловатт в час, что позволило осветить подножье горы Эльбрус. С 1972 по 1984 годы поочередно приступили к работе вторая, третья и четвертая турбины теплоэлектростанции, мощностью 12 тысяч киловатт в час каждая.
В 1967 году начались работы по строительству завода по производству азотно-туковых удобрений мощностью 105 тысяч тонн карбамида в год, что позволило уже в 1975 году обеспечить некоторые районы Афганистана необходимым количеством минеральных удобрений. Завод азотных удобрений в Балхе не имел и не имеет аналогов, обеспечивая производство 46 процентов удобрений в регионе.
За несколько лет работы завода азотно-туковых удобрений была воспитана целая плеяда высококлассных инженеров, специалистов в разных областях производства. Предприятие стало местом прохождения ежегодных производственных практик для студентов профессионально-технических училищ.
Модернизация без России невозможна
Управляющий заводом по производству азотно-туковых удобрений и теплоэлектростанции в городе Мазари-Шариф Абдулла Пайванд сообщил «Афганистан.Ру», что завод в течение всего срока эксплуатации смог добиться высоких результатов, как на международном уровне, так и внутри страны. Например, в 1981 году завод участвовал в мировых соревнованиях по качеству продукции, где занял первое место, получив международную награду «Золотой Меркурий».
Несмотря на тяжелую социально-политическую и экономическую ситуацию 80-90-х годов ХХ века в Афганистане, связанную войной и бегством персонала, при отсутствии российских специалистов, завод в Мазари-Шарифе продолжал работать в обычном режиме. Невзирая на неблагоприятные условия, связанные с гражданской войной и беспорядками в стране, рабочие завода смогли защитить предприятие от воровства и разрухи.
Сегодня, по прошествии времени, промышленные объекты, особенно химические предприятия, в Афганистане требуют полного восстановления или, как минимум, капитального ремонта. Ранее ежегодно капитальный ремонт завода по производству удобрений и электростанции в Балхе осуществлялся в нормальном режиме советскими специалистами, а поставки техники — крупными российскими компаниями. Сейчас в виду отсутствия российских специалистов вся ответственность за поддержание предприятий в рабочем режиме лежит на плечах афганских инженеров завода азотных удобрений и теплоэлектростанции.
В течение последних лет из-за отсутствия запасных частей и необходимых инструментов и техники, рабочие и сотрудники завода и электростанции в Балхе все трудности преодолевали самостоятельно. Обеспечение сырьем, запасными частями и инструментами происходило только за счет внутренних ресурсов, которые смогли ограниченно удовлетворить потребности завода. Таким образом, ежегодный капитальный ремонт на предприятиях в Балхе ежегодно не мог проводиться в строгом соответствии с графиком и предусмотренным планом эксплуатации. Это привело к быстрому выходу из строя производственной техники и аппаратуры.
По словам Абдуллы Пайванда, Агентство Соединенных Штатов Америки по международному развитию (USAID) пообещало Афганистану в кратчайшие сроки приступить к восстановлению завода в Балхе, однако, считает афганский руководитель, без помощи российских специалистов у них пока ничего не получается. По его словам, Агентство США по международному развитию нуждается в консультациях российских инженеров и приобретении запасных частей, агрегатов и инструментов в России.
Советская помощь вспоминается все чаще
Хамидулла, один из бывших работников завода, сообщил порталу «Афганистан.Ру»: «В былые времена, когда завод работал при помощи Советского Союза, мы легко справлялись со всеми сложностями. Каждому рабочему бесплатно предоставлялись все необходимые средства бытового обслуживания, электричество, питьевая вода. Также рабочим завода платили заработную плату и выдавали купоны».
Сегодня жители провинции Балх с искренним восхищением вспоминают предприятия, построенные при помощи Советского Союза в этом районе. А их было не мало — текстильная фабрика, элеватор, хлебозавод и другие объекты. Советские специалисты также занимались разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений. Все советские проекты сегодня считаются уникальными в истории Афганистана.
Джамшид, один из жителей города Мазари-Шариф, с ностальгией вспоминает времена советско-афганского сотрудничества: «Раньше, когда завод работал на полную мощность, народу жилось лучше, в экономике проблем не чувствовалось. Сегодня с поиском работы не все так просто».
Сима, женщина 38 лет, которая представилась как учительница одной из школ, сказала: «Несмотря на то, что сегодня Афганистану помогают более 40 стран мира, народ все еще бедствует и голодает, в соседних странах много беженцев».
Вместо послесловия
Необходимо напомнить, что в 1988 году на заводе азотно-туковых удобрений и на теплоэлектростанции в городе Мазари-Шарифе были заняты 2500 рабочих. Эти предприятия производили более 126 тысяч тонн карбамида и более 238 миллиона мегаватт электроэнергии, в то время как сейчас завод производит лишь 40 тысяч тонн карбамида, а теплоэлектростанция вырабатывает чуть более 270 мегаватт электроэнергии. Эти показатели являются отчетливым признаком застоя производства в провинции и в экономике Афганистана в целом.
Быстрая доставка материалов в Telegram Подписаться
Источник
Что построили в Афганистане мы и что США
Ниже приведен перечень объектов, которые СССР полностью успел сдать Афганистану. Подчеркиваю — полностью. Хотелось бы получить аналогичный перечень объектов, которые США построили Афганистану с тех пор, как выбили «советских оккупантов». Про маковые поля и заводы по производству наркоты можно не писать — об этом и ООН знает. Как и о минимум миллионе наркоманов. Как и про большую часть территории, которую власти не контролируют вовсе. Как и о том, что 75% нелегалов в ЕС прибывают именно из Афганистана.
Просто просьба к пишущим о небывалом вкладе США в дело мира и процветания афганского народа — напишите о том, что США сами построили в этой стране, кроме временных военных баз. Да, между прочим, Россия продолжает и сегодня строить в Афганистане и ремонтировать порушенное (например, ГЭС «Наглу»).
По моим данным, US Reconstruction Funds for Afghanistan по 2012 год включительно потрачено на Афганистан 89.42 миллиарда долларов. Примерно 60% средств было направлено на содержание армии и спецслужб, 30% пошли на содержание административного аппарата страны. Оставшиеся направлены на «борьбу» с наркотрафиком, строительство, гуманитарную помощь местному населению и осуществление «мониторинга за процессами».
Причем идущие деньги банально разворовываются чиновниками. Все. Например, 26 миллионов долларов на здания, построенные в двух стратегически важных провинциях, вообще не использовались ни полицией, ни службой безопасности, а одно из них местные жители приспособили под курятник. За 200 тысяч долларов был закуплен компьютерный томограф, который стоит поломанный, и деньги на его ремонт не выделяются.
Да, янки построили для своих передвижений несколько тысяч километров временных дорог, да сооружены новые тюрьмы, да местами отремонтировано то, что их же холуи поломали раньше из построенного СССР. И все же, хотелось бы увидеть нечто подобное перечню ниже. Не путая помощь именно США с кредитами различных международных организаций, будь-то ВБ, МВФ или иные институты, в которых участвуют все. Потому как это мы проходили — в США вторглись янки, но почему-то убитых и раненых по отношению к общей численности у них меньше всех (соотношение ниже). Как они чужими руками жар загребают, давно известно. А вот что они сами построили?
Указан год завершения обязательств СССР перед афганской стороной по данным http://www.fergananews.com/new . .
1. ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз 1962 г. Да, в Пули-Хумри проходит еще и проложенная советскими строителями автострада Кабул — Мазари-Шариф, а главными промышленными объектами города , помимо гидроэлектростанции, , являются цементный завод, возведенный ЧССР и текстильная фабрика, построенная ГДР. Союзники СССР тоже многое сделали для НДРА.
2. ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт (4х12) 1 очередь – 1972 г.
II очередь – 1974 г.
Расширение – 1982 г.
3. Плотина и ГЭС “Наглу” на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г.
расширение – 1974 г. (отремонтирована Россией после 2010 года).
4. ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.
5. ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.
6-8. Электроподстанция в северо-западной части Кабула и ЛЭП – 110 кВ от электроподстанции “Восточная ” (25 км) 1974 г.
9-16. 8 нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м 1952 – 1958 гг.
17. Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 1968 г.
18- 19. Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1967 г.,
воздушный переход газопровода –1974г.
20. Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.
21. ЛЭП – 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза (первая очередь) 1986 г.
22. Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981
23. Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.
24. Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.
25. Нефтебаза в г. Пули — Хумри емкостью 6 тыс. куб. м
26-28. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей “Камаз” каждое 1985 г.
29. Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле
30. Станция технического обслуживания автомобилей “Камаз” в Хайратоне 1984 г.
31. Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.
32. Обустройство газопромысла на месторождении “Джаркудук” с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.
33. Дожимная компрессорная станция на газопромысле “Ходжа-Гугердаг” 1981 г.
34-36. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.
37. Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.
38. Аэропорт “Баграм” со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.
39. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м 1962 г.
40. Аэродром “Шинданд” со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.
41. Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.
42. Стационарная станция спутниковой связи “Интерспутник” типа “Лотос” — “-
43. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.
44. Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.
45. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин (поставка оборудования и техпомощь осуществлялись через МВТ) 1955 г.
46. Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г.
расширение 1961 г.
47. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.
48. Автодорога “Саланг” через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.
49. Реконструкция технических систем тоннеля “Саланг” 1986 г.
50. Автодорога Кушка – Герат – Кандагар (679 км) с цементобетонным покрытием 1965 г.
51. Автодорога Доши – Ширхан (216 км) с черным покрытием 1966 г.
52-54. Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.
55. Автодорога Кабул – Джабель – ус-Серадж (68,2 км) 1965 г.
56-57. Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.
58. Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.
59. Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г.
60. Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км
61. Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.
62. Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона
63. Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.
64. Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.
65-66. Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.
67-68. Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.
69-74. 6 метеостанций и 25 постов 1974 г.
75-78. 4 метеостанции
79. Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.
80. Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 – 1977 гг.
81. Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые
82. Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.
83. Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе 1973 г.
84. Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле
85-92. 8 профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих 1982 – 1986 гг.
93. Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.
94. Хлебокомбинат в г. Кабуле (элеватор емкостью 50 тыс. тонн зерна, две мельницы – 375 тонн помола в сутки, хлебозавод 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки) 1957 г.
95. Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна
96. Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.
97. Мельница в г. Пули-Хумри производительностью 60 тонн в сутки 1982 г.
98. Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производительностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки
99. Мельница в г. Мазари-Шерифе производительностью 60 тонн муки в сутки
100. Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощностью 11,5 тыс.кВт 1965 г.
101-102. Плотина “Сарде” с водохранилищем емкостью 164 млн. куб. м и ирригационные сети при плотине для орошения 17,7 тыс.га земель 1968 – 1977гг.
103–105. Две сельскохозяйственные многоотраслевые фермы “Газибад” с территорией 2,9 тыс.га, “Халда” с территорией 2,8 тыс.га и ирригационно-мелиоративная подготовка земель в зоне Джелалабадского канала на площади 24 тыс. га 1969 – 1970 гг.
106-108. Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г.
109. Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.
110. Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле
111-113. 3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде
114-115. 2 кабель-крана в районе Хорога и Калайи-Хумб 1985 – 1986 гг.
116. ЛЭП-220 кВ “Госграница СССР–Мазари-Шериф” 1986 г.
117. Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.
118. Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе
119. Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм
120-121. 2 хлопковых семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе
122. Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле
123-125. Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде
126. Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.
127. Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы “Сарде”
128. ЛЭП-10 кВ от госграницы в районе Кушки до ст. Тургунди с подстанцией — “-
129. Газонаполнительная станция в г. Кабуле производительностью 2 тыс тонн в год
130. База МВД в Хайратоне для разгрузки и хранения спецгрузов (на подрядных условиях)
131. Реконструкция железнодорожной станции Тургунди 1987 г.
132. Восстановление моста через р. Саманган
133. Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа
134. Лупинг 50 км газопровода СССР — Афганистан
135. Ремонтно-восстановительные работы на магистральных автодорогах
136. Средняя общеобразовательная школа на 1300 учащихся в г. Кабуле с преподаванием ряда предметов на русском языке
137. Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. Тонн в год на газопромысле Джаркудук
138. База МГБ в порту Хайратон
139-141. Три бетонированных площадки в Хайратоне
142. Предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле 1988 г.
Так что там с американским строительством?
Американцы построили еще одну тюрьму для особо опасных преступников на авиабазе в Баграме в дополнение к уже существующей. Трехэтажная новая тюрьма сможет вместить 1,1 тысячи заключенных, ее строительство обошлось в 60 миллионов долларов.
В 2006 году USAID начал финансирование в размере 1,4 млрд долл на 5 лет для совместной реализации «Louis Berger» и «Black & Veatch». 4 года спустя спецкомиссар констатировал, что часть денег разворована, а часть вложена в проекты, которые Афганистан самостоятельно эксплуатировать не сможет ввиду сложности и нерентабельности. Среди них, дизельная электростанция в Кабуле, которое назвали «зимним пальто Карзая» — из-за снабжения электричеством именно госчиновников и «зеленой зоны» диппредставительств и проживания иностранцев.
Пентагон «использовал деньги американских налогоплательщиков в размере 43 миллионов долларов для строительства самой дорогой автозаправки в мире», заявил Джон Сопко, глава Генеральной инспекции американского управления по восстановлению Афганистана. Все 43 миллиона были потрачены между 2011 и 2014 годами на возведение и содержание заправки – согласно официальным финансовым документам. Изначально она должна была стоить 500 тысяч.
В общем, как в таких странах США пилят выделяемые деньги, уже понятно. Половинку миллиона — на заправку, а 42,5 миллиона поделили с местными чиновниками, на коррупцию которых и списали перерасход.
В общем, помогли — построили, благодетели!
Я давно уже слежу за подобными шоу — во всех странах, которые сначала «освобождают» США, а потом начинают «строить демократию», ситуация аналогична. Ясен пень, вместо демократии эти территории становятся рассадниками наркоты и терроризма, зато десятки и сотни миллиардов долларов выделяемой помощи просто растворяются.
Воруются не 30-40-50 процентов. И даже не 90-то. Выметается подчистую. часто даже без сдачи объекта в эксплуатацию.
Американцы действительно довели свою рыночную экономику до совершенства. Я им даже завидую — так умело сесть на шею всем и при этом еще и поучать — плохо, мол, живете.