Перепишите в тетрадь предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. После каждого пред
ложения начертите его схему.
1. Ю(н,нн)ость весе(н,нн)ее время человека в которое зас..ваю(т,ть)ся сем..на на буду?щие годы жизни. 2. Жизнь человека зам..рла бы на одной точк.. если бы ю(н,нн)ость не м..чтала. 3. Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро. 4. Земля бл..год..рит земледельца ур..жаями за то что он труди(т, ть)ся. 5. Солома была гн..лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров..лилась. 6. Лодка и..чезла (в)волнах но тот(час) из глубокой ямы ск..льзнула (на)высокий холм так(что) можно было разл..чить людей и даже вёсла. 7. В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами свет..тся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. 8. Я уверен что земл..ничный аромат ни(с)чем (не)спута..шь. 9. Он мечтал о том что побывает в той стране которая так часто ему снилась. 10. Не помню кто из писателей сказал что сказки делаются из того же вещества из которого состоят сны.
1. Юность – весеннее время человека , в которое засеваются семена на будущие годы жизни .
2. Жизнь человека замерла бы на одной точке,
если бы юность не мечтала.
3. Пока молоды , сильны , бодры , не уставайте делать добро !
4. Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудиться.
5. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась.
6. Лодка исчезла в волнах, но тотчас же из глубокой ямы скользнула на высокий холм, так что можно было различить и людей, и даже весла .
7. В берёзовом лесу всегда светлее, как будто берёзы сами светится тихим светом и освещают пространство вокруг себя.
8. Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь.
9. Он мечтал о том, что побывает в той стране, которая так часто ему снилась.
10. Не помню, кто из писателей сказал, что сказки делаются из того же вещества, из которого состоят сны.
Источник
русский язык 9 класс. Практическая работа №2. Сложноподчинённые предложения.
Ответьте на теоретические вопросы
1.Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?
2. Как найти придаточную часть?
3.Как присоединяется придаточное предложение к главному?
4. Какие типы придаточных предложений бывают?
5. Как определить тип придаточного предложения?
6. Чем отличаются союзы от союзных слов?
Выполни практическую часть работы.
1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Укажи союзы или союзные слова. Укажи тип придаточного предложения
1) Юность — весеннее время человека в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжин) 2) Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. (К. Ушинский) 3) Человек перестаёт осуждать других как только победит самого себя. (Л. Толстой) 4) Хороший человек — это тот вблизи которого легко дышится. (П. Павленко) 5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям выработайте его у себя. (К. Станиславский) 6) Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро. (А Чехов) 7.Земля благодарит земледельца урожаями за то что он трудится. 8.Так было в давние времена когда шёл он сеять зерно с лукошком.9.Теперь известно что объём человеческой памяти очень велик. 10.Чтобы легче «заполнялась» память её надо тренировать. (П. Капица) 11)Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица) 12) Честь российского народа требует чтоб показать способность и остроту его в науках. (М. Ломоносов)
2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
3. Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова или НЕВЕРНОЕ.
ПРЕДЛАГАТЬ (помощь) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
2) ПРЕВЫШАТЬ (скорость) – приставка ПРЕ- пишется, если имеет значение, близкое к слову «очень»
3) БЛИСТАТЬ (талантом) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса А
4) ПРЕОБРАЗИТЬ – с приставкой ПРЕ- пишутся слова, имеющие значение высокой степени качества или действия
5) СГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
6) ПРИБРЕЖНЫЙ (участок) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение
7) ВЗЛЕТЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З
8) ПАЛИСАДНИК – безударная гласная А в корне слова является непроверяемой, её следует запомнить.
9) ПРИГОТОВИТЬ (ужин) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия
10) МАКАТЬ (в сметану) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
11) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение приближение.
12) УРАВНЯТЬ (в правах) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения «равны»
13) БЕЗБРЕЖНЫЙ (океан) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З
14) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня.
15) ПРИОТКРЫВАТЬ (дверь) — приставка ПРИ- пишется, если СЛОВО имеет значение неполноты действия.
16) ИСПРАВИТЬ (ошибки) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
Источник
Урок русского языка в разновозрастной группе 8-10 кл Синтаксис. Сложноподчинённые предложения (по системе В. В. Бабайцевой).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ приложение к уроку РВО русский.doc
Приложение к уроку.
I. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Земля благодарит земледельца урожаями за то что он трудится.
II. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
III. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят.
IV. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка.
I. Грамматическая основа – земля благодарит и он трудится
Это сложное предложение, СПП, состоит из 2 простых предложений, соединённых союзом что.
Главное предложение — Земля благодарит земледельца урожаями за то
Придаточное предложение — что он трудится.
Земля благодарит земледельца урожаями за то , что он трудится.
II. Грамматическая основа – мы вышли и рассеялся туман
Это сложное предложение, СПП, состоит из 2 простых предложений, соединённых союзным словом когда.
Главное предложение — Мы вышли в дорогу
Придаточное предложение – когда рассеялся туман
Мы вышли в дорогу , когда рассеялся туман.
III. Грамматическая основа – белеет снег и воды шумят
Это сложное предложение, ССП, состоит из 2-х простых предложений, соединённых союзом а.
Ещё в полях белеет снег , а воды уж весной шумят.
IV. Грамматическая основа – солнце закатилось и ночь последовала
Это сложное предложение, ССП, состоит из 2-х простых предложений, соединённых союзом и.
Солнце закатилось , и ночь последовала за днём без промежутка.
Работа в группах.
I группа (Теория — §§ 247. Практика – стр. 140).
· На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные предложения? От чего задаются эти вопросы?
· К каким придаточным обстоятельственным иногда трудно поставить вопрос?
· Назовите виды придаточных обстоятельственных предложений.
· Какие союзы помогают определить значение придаточных обстоятельственных предложений?
· Какие слова в главном предложении помогают определить значение придаточных обстоятельственных?
Работа в группах.
II группа (Теория — §§ 242, 243, 244, 245, 246. Практика – стр. 131)
· Назовите основные виды придаточных по значению.
· Какие предложения называют придаточными подлежащными?
· Как прикрепляются придаточные подлежащные к главному предложению?
· Что раскрывают придаточные подлежащные? Что выполняет функцию подлежащего в составе главного предложения?
· Какую функцию выполняет придаточное предложение, если в главном предложении отсутствует местоимение-подлежащее?
· Какие значения выполняют придаточные, относящиеся к сказуемым – словам состояния?
· Какие предложения называют придаточными сказуемным?
· Как прикрепляются придаточные сказуемные к главному предложению?
· Что раскрывают придаточные сказуемные?
· Какие предложения называют придаточными определительными?
· К чему относятся придаточные определительные? Место положения придаточных определительных.
· Как прикрепляются придаточные определительные к главному предложению?
· Где располагаются указательные слова?
· Какие предложения называют придаточными дополнительными?
· К чему относятся придаточные дополнительные?
· Как прикрепляются придаточные дополнительные к главному предложению?
Работа в группах.
III группа (Теория — §§ 237, 238, 239, 240. Практика – стр. 131).
· На какие вопросы отвечает придаточное?
· Чем прикрепляется к главному предложению?
· Что разъясняют, к чему относятся придаточные предложения?
· Как указательные слова в главном предложении помогают определить значение придаточного?
· В чём особенность присоединения придаточных предложений к главному?
Выбранный для просмотра документ урок русский рво.doc
Тема: Синтаксис. Сложноподчинённые предложения. Виды сложноподчинённых предложений, 1-ый урок (урок русского языка в разновозрастной группе 8-10 классов).
- создать условия для естественного общения учащихся, при которых будет происходить взаимообогащение, развитие мышления и речи;
- создать условия для поискового и проблемного обучения;
- воспитывать чувства доброты, взаимопонимания, уважения – при передачи полученных знаний друг другу;
- научить учащихся видеть структуру нового вида сложных предложений – сложноподчинённые предложения, вычленять главные и придаточные предложения, познакомиться с видами СПП.
I .Работа в парах сменного состава. (5 минут)
(учащиеся работают в вариационных парах по карточкам, проверяя ответы своего соседа на обратной стороне карточки)
О-О О О О-О
1. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Земля благодарит земледельца урожаями за то что он трудится.
2. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
3. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят.
4. Работа в парах сменного состава.
Прочитайте предложение. Назовите грамматическую основу. Определите вид сложного предложения.
Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка.
Это сложное предложение, СПП, состоит из 2 простых предложений, соединённых союзом что.
Главное предложение — Земля благодарит земледельца урожаями за то
Придаточное предложение — что он трудится.
Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.
Это сложное предложение, СПП, состоит из 2 простых предложений, соединённых союзным словом когда.
Главное предложение — Мы вышли в дорогу
Придаточное предложение – когда рассеялся туман
Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман.
Это сложное предложение, ССП, состоит из 2-х простых предложений, соединённых союзом а.
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
- Грамматическая основа – солнцезакатилось и ночьпоследовала
Это сложное предложение, ССП, состоит из 2-х простых предложений, соединённых союзом и.
Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка.
II . Работа в парах. (15 минут )
I группа (Теория — §§ 247. Практика – стр. 140).
- На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные предложения? От чего задаются эти вопросы?
- К каким придаточным обстоятельственным иногда трудно поставить вопрос?
- Назовите виды придаточных обстоятельственных предложений.
- Какие союзы помогают определить значение придаточных обстоятельственных предложений?
- Какие слова в главном предложении помогают определить значение придаточных обстоятельственных?
II группа (Теория — §§ 242, 243, 244, 245, 246. Практика – стр. 131)
- Назовите основные виды придаточных по значению.
- Какие предложения называют придаточными подлежащными?
- Как прикрепляются придаточные подлежащные к главному предложению?
- Что раскрывают придаточные подлежащные? Что выполняет функцию подлежащего в составе главного предложения?
- Какую функцию выполняет придаточное предложение, если в главном предложении отсутствует местоимение-подлежащее?
- Какие значения выполняют придаточные, относящиеся к сказуемым – словам состояния?
- Какие предложения называют придаточными сказуемным?
- Как прикрепляются придаточные сказуемные к главному предложению?
- Что раскрывают придаточные сказуемные?
- Какие предложения называют придаточными определительными?
- К чему относятся придаточные определительные? Место положения придаточных определительных.
- Как прикрепляются придаточные определительные к главному предложению?
- Где располагаются указательные слова?
- Какие предложения называют придаточными дополнительными?
- К чему относятся придаточные дополнительные?
- Как прикрепляются придаточные дополнительные к главному предложению?
III группа (Теория — §§ 237, 238, 239, 240. Практика – стр. 131).
- На какие вопросы отвечает придаточное?
- Чем прикрепляется к главному предложению?
- Что разъясняют, к чему относятся придаточные предложения?
- Как указательные слова в главном предложении помогают определить значение придаточного?
- В чём особенность присоединения придаточных предложений к главному?
(в ходе самостоятельного изучения материала в группах учащиеся находят ответы на поставленные вопросы)
(В помощь учителю)
I группа (Теория — §§ 247. Практика – стр. 140).
- На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные предложения? От чего задаются эти вопросы?
( отвечают на вопросы обстоятельств: где? куда? откуда? когда? и т.д. Вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого)
- К каким придаточным обстоятельственным иногда трудно поставить вопрос?
(1. к придаточным сравнительным: вопрос является тем средством, с помощью которого можно быстро и правильно определить тип придаточного предложения. Но (!) это не совсем так!
— Не к каждому придаточному можно поставить вопрос. Например:
[ 1 Море всё в живых белых пятнах], ( 2 будто бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину).
2. к придаточным уступительным с союзным словом как ни, сколько ни.
3. в местоименно-определительных придаточных вопросы кто? что? не выявляют семантики, а вопрос какой? не является естественным. Например:
4.совпадение вопросов. Например, вопрос как? встречается у придаточных образа действия и придаточных сравнения.
5. вопрос выставляет только одно из возможных значений придаточного, притом не всегда главное. Например:
[ 1 Стояла такая жара], ( 2 что…).
а) можно установить определительное значение придаточного;
б)придаточное степени и сравнения — вопрос поставить нельзя(!).
- Назовите виды придаточных обстоятельственных предложений.
- Какие союзы помогают определить значение придаточных обстоятельственных предложений?
- Какие слова в главном предложении помогают определить значение придаточных обстоятельственных?
[ 1 Никогда не следует возвращаться туда], ( 2 где был счастливым. )
- Чем прикрепляется к главному предложению?
- Как указательные слова в главном предложении помогают определить значение придаточного?
(Значения придаточных можно определить по вопросу, союзу, союзному слову, по синтаксической роли указательного слова)
- Назовите основные виды придаточных по значению.
(Основные виды придаточных:
III . Взаимообучение разновозрастных групп. (по 5 минут на группу)
IV . Обобщение работы всех групп. Составление общей схемы «Сложноподчинённые предложения». (4 минуты)
V . Итог урока — рефлексия. (1 минута)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 347 человек из 68 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 981 человек из 82 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Сегодня, казалось бы, уделяется много внимания проблеме разновозрастного обучения. Но учителя сталкиваются с только с одной: как обучать детей, если в классе сидят сразу три возраста обучающихся.Думаю, разработка данного урока поможет всем, кто работает в разновозрастных группах.Урок русского языка предназначен для обучающихся разновозрастной группы 8-10 классов. Сам урок может быть творческим, развивающимся, даже на этапе изучения нового материала. Так, урок по теме «Синтаксис. Сложноподчинённое предложение» по системе В. В. Бабайцевой может включать разнообразные этапы (от работы в парах сменного состава до работы в группах). Учащиеся, работая в вариационных парах по карточкам, могут проверить ответы своего соседа на обратной стороне карточки. В помощь учителю даны не только задания для групп, но и приблизительные ответы учеников. Большое внимание необходимо уделять этапу «Взаимообучение разновозрастных групп». Важно, чтобы учащиеся каждой группы могли обучить своему материалу всех сидящих в классе. Положительный результат такой работы: каждый ученик не только изучает свой раздел новой темы, но и прослушивает дополнительные сведения соседних групп, записывая в виде схемы полученные знания. Итогом работы можно считать общую схему «Сложноподчинённые предложения».
Источник