Культ Матери-Земли
Землю славяне почитали не только в языческие времена, но и много веков спустя. Плодородие Земли, ее способность рожать хлеб и кормить людей делали ее в глазах человека всеобщей матерью [29]. В поговорках и благих пожеланиях землю называют святой и считают ее символом богатства: «Будь богат, как земля святая!» Она же — воплощение здоровья и чистоты. На Украине, например, до сих пор головную боль лечат землей, прикладывая ее к больному месту с приговором: «Как здорова земля, так бы и моя голова была здорова!» Старообрядцы перед едой, за неимением воды, моют руки землей, приписывая ей не меньшую очищающую силу.
Почтительное отношение к Матери-Земле породило множество строгих запретов и предписаний, нарушение которых хотя бы одним членом земледельческой общины грозило возмущением оскорбленной стихии и наказанием всей общины неурожаем, голодом, смертью. Все эти строгости обусловлены представлением о том, что Земля, как и женщина, в определенные периоды оплодотворяется, беременеет и разрешается от бремени урожаем. Например, до праздника Благовещенья (7 июня ст. ст.) нельзя было копать, рыть, вообще трогать землю, вбивать в нее колья, разбивать колотушками комья и глыбы земли, потому что в этот период земля беременна и, если потревожить ее, она не сможет уродить хлеб [30]. Украинцы полагали, что тот, кто бьет землю, бьет по животу родную мать. Запрет бить землю, трогать ее и даже ходить по ней босиком на Троицу, когда, как полагали, земля — именинница и должна отдохнуть от людей, существовал у восточных славян еще в начале ХХ века. Вот как об этом рассказывают в Полесье:
Нельзя копать, пахать, городить изгороди до Благовещенья, иначе будет засуха. Бог открывает землю на Благовещенье. После этого дня уже можно все делать. Говорят, что до Благовещенья все спит, пока не благословится. До Благовещенья земля закрыта, раз Бог не благословил. Если кто-то сделал забор до Благовещенья или копал землю — нарушил закон от Бога. Грех от Бога, великий грех. За это дождя не бывает. Говорят, что будет засуха, голод, неурожай.
Общие для европейских мифов представления о том, что небо и земля — супруги, что небо оплодотворяет землю дождем и по истечении срока она разрешается новым урожаем, существовали и у славян. В одном из древнерусских заклинаний говорится: «Ты, небо, отец, ты, земля, мать». Отголоски представлений о том, что земля оплодотворяется дождем, можно проследить и в позднейших русских верованиях. На севере, например, считается, что если во время свадьбы идет дождь, молодые будут счастливы в потомстве.
В восточнославянской сельскохозяйственной магии с глубокой древности сохранялись обряды, имитирующие соитие с землей, для того чтобы побудить ее к рождению богатого урожая. Для этого из сельской общины выбирали многодетную пару (иногда — несколько), которая должна была на весенней ниве вступить в супружеские отношения. Позднее супруги только перекатывались по полю. Символической заменой соития с землей была нагота: начиная засевать поле, хозяин раздевался донага или хотя бы снимал штаны, чтобы обеспечить себе хороший урожай. С этой же целью еще относительно недавно в России зарывали в землю изображение мужского полового органа [31].
В христианские времена древнее славянское почитание Земли оказало большое влияние на особенности поклонения Богородице. В народе говорили, что у человека три матери: «Первая мать наша — Пресвятая Богородица, которая родила Спаса всего мира… вторая мать наша — Земля, ибо от земли созданы и в землю паки пойдем; третья мать наша, которая в утробе нас носила и по рождестве нашем нечистоту обмыла…» Многие элементы почитания Земли были перенесены на Богородицу. Когда, например, во время засухи 1920–1921 годов крестьяне, отчаявшись, пытались разбивать комья засохшей земли, женщины останавливали их, утверждая, что они бьют саму Пресвятую Богородицу. По той же причине запрещалась матерная брань — в ней видели оскорбление не только женщины, но и одновременно Земли и Богоматери: «Матерно ругаться грех, ты мать сыру землю ругаешь, потому что мать сыра земля нас держит, матерь Господняя в землю проваливается от этой ругани…» В одном из духовных стихов сам Христос запрещает матерно браниться, грозя, что земля обидится и не будет давать плодов — «будет земля яко вдова».
Поскольку земля считалась общей матерью, а в христианскую эпоху часто ассоциировалась с Богоматерью, в некоторых русских еретических сектах было принято каяться в грехах не священнику, а Земле. Константинопольский патриарх писал об этом: «А кто исповедается к земли, то исповедание несть ему в исповедание (т. е. не считается исповеданием. — Авт. ): земля бо бездушная тварь есть, и не слышит, и не умеет отвечать». Но это не помогало. Земле не только исповедовались в грехах, ее молили об исцелении от болезней, приносили ей в дар пищу. Так, больные лихорадкой отправлялись на то место, где к ним, по их мнению, пристала болезнь, сыпали на землю крупу и говорили: «Прости, сторона-мать сыра Земля! Вот тебе крупиц на кашу!»
Земля почиталась как чистая, святая стихия — ею клялись в знак нерушимости и верности своего слова. Если возникал спор о том, где должна проходить граница земельных владений, один из спорящих клал себе на голову кусок земли, вырезанной вместе с дерном, и шел там, где, как он считал, должна проходить верная граница. Считалось, что лжесвидетеля Земля задавит, и потому такое показание обретало силу доказательства. Иногда в подобных случаях землю клали в рот, на спину, за пазуху и произносили: «Пускай эта Земля меня задавит, если я пойду неладно» [32]. Вера в нерушимость клятвы землей была так сильна, что при составлении государственного генерального земельного плана 1744 года решение спорных вопросов «с землей на голове» принималось как вполне законное. Силой доказательства обладал также обычай целовать землю и съедать комок земли. Человек, подозреваемый в поджоге, краже скота или другом тяжком преступлении, мог оправдать себя, проглотив комок земли или поцеловав землю перед мирским судом. С него сразу снимались все подозрения, потому что обманывать при клятве землей не решались — лжесвидетель рисковал навлечь на свою голову страшные несчастья.
С культом Матери Земли связан древний обычай брать с собой родную землю, отправляясь в путь, уходя надолго из дома (например, на заработки) или переселяясь в другие места. При этом горсточку земли выгребали из-под печи, другую — из-под столба, на котором держатся ворота, а третью брали с перекрестка дорог. Во время закладки дома на новом месте горсть родной земли высыпали под фундамент, полагая, что она защитит от напастей и поможет семье на чужой стороне. Приезжая на чужбину, высыпали себе под ноги родную землю и, наступая на нее, говорили: «По своей земле хожу». Если же человек умирал на чужбине, хранимую им землю с родины сыпали в могилу, чтобы он лежал «в своей земле». Этот древний русский обычай печально напомнил о себе после 1917 года, когда, навсегда покидая страну, люди увозили в эмиграцию пригоршню родной земли [33].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Духи-матери
Духи-матери Гигантская птица высидела на березе — Мировом древе с тремя ветвями и тремя корнями — три яйца. Из них вылупились три духа-матери (ава). Первая — Норов-ава, хозяйка полей, охраняющая посевы (в том числе и от хозяйки ветров Варма-авы). Вторая — Вирь-ава, хозяйка
Глава 3. МАТЕРИ И КОРМИЛИЦЫ
Глава 3. МАТЕРИ И КОРМИЛИЦЫ Мне совершенно непонятно, откуда взялась традиция отдавать младенцев на вскармливание другим женщинам. Уильям Кадоган[20]. 1748 На протяжении многих столетий грудное вскармливание было у знатных дам не в чести, так что крохотных младенцев часто
Видение матери
Видение матери После двухлетнего супружества я лишилась мужа. Малютка-сын остался мне в отраду, и он один привязывал меня к жизни. Утешаясь его цветущим здоровьем, я думала; какая судьба неведомая носится над колыбелью твоею, дитя мое? Она неразгадаема; но все, чем ты
Сомнения Михаила и его матери
Сомнения Михаила и его матери Михаил в то время жил с матерью, инокиней Марфой, в Ипатьевском монастыре возле города Костромы. Московское посольство явилось в монастырь 13 марта 1613 г., но по просьбе Марфы говорили о делах на следующий день.В соборной церкви объявили, что вся
Архетип Богини-Матери
Архетип Богини-Матери «Властелин Колец» не богат женскими образами, но изо всех героинь наиболее яркой и востребованной у поклонников является Галадриэль. Хотя если мы сравним ее присутствие в сюжете с ролью Йовин и даже с романтической линией Арвен, то сразу очевидно,
Интермедия Жертва матери
Интермедия Жертва матери Вопрос Синтии:— Не могли бы Вы вспомнить о Вашем каком-либо конфликте с Вашими родителями?Конфликта с отцом я не помню, наверное, его и не было. Я уже говорил — он погиб в Великой Отечественной войне, когда мне шёл двенадцатый год.А вот один из
Сердце матери
Сердце матери Некий юноша влюбился в девушку. Однако гордячка даже не хотела его видеть. Стал юноша приставать со сватовством, и тогда жестокосердная девушка сказала ему, что выйдет за него замуж, если он принесет ей сердце своей матери.Пришел ослепленный любовью юноша
Рука матери
Рука матери В горах жили мать и сын. Жили не хуже других. Но настало время и мать померла. Тело ее положили в надземный склеп.Остался сын один. Вдруг почему-то он стал худеть. Горе от смерти матери уже прошло, каких-то обременительных забот у него не было, еды у него было
Символы Шри Ауробиндо и Матери
Символы Шри Ауробиндо и Матери Символ Шри АуробиндоТреугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду, обращенный вершиной вверх – отклик Материи в формах жизни, света и любви. Квадрат в центре на пересечении треугольников – символ совершенного
Источник
Мать Сыра Земля – великая кормилица всего живого
В славянском фольклоре, всевозможных песнях, преданиях, даже заговорах, можно нередко встретить именование “Земля-Матушка”. Именно так называли могущественную и ласковую богиню – Мать Сыру Землю. Одно только её имя указывает на трепетное отношение людей к этой великой прародительнице.
В понимании наших предков она отождествлялась с силами плодородия и всем, что есть в явной, земной жизни. Мать Сыра Земля действительно считалась матерью всего живого, что растёт или живёт на ней. Её культ был распространён практически среди всех славянских народов. Впрочем, встречался он и у других этносов, где богиню именовали иначе. Какая же она – Мать Сыра Земля? Что рассказывают предания о ней и солнечном боге Яриле?
Богиня-кормилица – Мать Сыра Земля
Образ Матери-Земли – один из самых древних в истории мировой мифологии. Сказать точно, когда он зародился, попросту невозможно. В славянской традиции земля считалась основой жизни, её источником для всех существ. Это – центр средоточия плодородия и жизненных сил.
Славяне верили, что Мать Сыра Земля является всеобщей кормилицей и, конечно, это было именно так. Она питала растений, животных и людей, жизнь которых зависела от урожаев и плодородия. Славяне отождествляли землю с женским началом. Принимая семена, она даёт начало новой жизни, превращая ростки в своих детей.
«Мать сыра земля » / © Xuan Hy UNG / xuanhyung.artstation.com
Неслучайно в старину женщины обращались к Матери Сырой Земле с просьбой послать им много красивых и здоровых детей. Начиная посевные работы, крестьяне обращались к богам, прося их “напоить Мать Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом”.
Когда же появилась эта богиня? Ещё в самом начале времён она была сотворена Родом. Согласно легендам наших предков, ещё в те далёкие эпохи, когда не было ни земли, ни океана, верховный бог Род приступил к сотворению Вселенной. Первым делом он создал Корову Земун и Козу Седунь.
Их молоко, сливаясь из двух рек, превратилось в Мировой Океан. Посреди него Род поставил волшебный Алатырь-камень. В толще волн Род стал взбивать молоко, которое постепенно загустело, превратившись в землю. Из тела этой богини появилось всё живое, что сегодня населяет наш мир.
Богиня земля / © bastian-pablo-illustration / flamingcreatvre.artstation.com
Любящая Земля-Матушка
С Матерью Сырой Землёй связаны самые разные предания. Оно из них рассказывает о временах, когда люди научились возделывать землю. Изначально человечество не умело выращивать пшеницу и делать из неё хлеб.
Боясь причинить боль своей кормилице, Матери Сырой Земле, народы мира даже представить не могли принципов обработки почвы. Когда же Ярило обошёл весь мир и принёс из дальних заморских стран маленькие питательные зёрна, боги решили, что людей стоит научить выращивать хлеб.
Первую борозду сделал сын Матери Сырой Земли, Микула Селянинович. Конечно, богатырь сначала отказывался причинить боль своей матери, однако Земля сама обратилась к нему. Она заверила сына, что его действие не принесёт ей страданий.
Напротив, богиня была рада помочь людям. С тех пор Мать Сыра Земля заботится, чтобы во время долгой зимы у людей было пропитание, о котором они думают заблаговременно. Всевозможные ценные культуры стали своего рода даром богини человечеству.
Мать Сыра Земля является неотъемлемой и одной из самых важных стихий мира Яви. Вместе с воздухом, огнём и водой она образует вечную природную гармонию. У каждой из этих стихий есть свой покровитель, однако Земля-Матушка, несомненно, самая добрая из богинь. Она любит каждого из своих детей, а значит, её забота распространяется на всё живое, что есть в мире.
У богини нет точного образа, поэтому каждый представляет её по-своему / © Barby Sandin / barbysand.artstation.com
Единство Земли и Неба
О том, кто был супругом Матери Сырой Земли, есть несколько версий. Одно из самых распространённых преданий рассказывает о Земле-Матушке и Отце-Небе. Здесь очень важно осознавать взаимосвязь этих божеств, ведь без плодоносной силы, полученной от неба, земля не может дать жизнь своим детям. Небо и Земля пребывают в вечном единстве, причём такая трактовка существует не только у древних славян, но и у самых разных народов мира.
Мать Сыра Земля и бог Ярило
Не менее популярным стало славянское предание о Матери Сырой Земле и Яриле, боге солнца, покровителе весны и расцвета жизни. После своего появления Матушка-Земля лежала во мраке и холоде. И тогда сияющий Ярило решил взглянуть на богиню, узнать, так ли она красива, как рассказывают.
В одно мгновение пламенный взор бога пронзил бесконечную тьму, озарив Мать Сыру Землю. Там, где пронёсся взор Ярилы, засияло яркое солнце. Тёплые лучи ласково обняли Мать Сыру Землю, а она пробудилась от своего долгого сна. Перед Ярилой богиня предстала во всей своей юной красе. С жадностью пила она каждый луч солнца, а от света и тепла пробуждалась в ней жизнь, что прежде была скрыта.
Ярило и Мать Земля
В старинных песнях даже сохранились слова Ярилы, что с любовью обращается к красавице:
“Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…”
Отвечает пылкой любовью солнцу Мать сыра Земля, а потому каждый год по весне люди могут наблюдать прекрасный расцвет этого чарующего союза.
Мать Сыра Земля – необыкновенный образ славянских преданий. Матушка-Земля принадлежит к самым древним богиням. Она не имеет конкретного облика, но нужен ли он? Воплощение Матери Сырой Земли мы можем увидеть всюду. Всё, что есть вокруг, – её дети, к которым она относится с большой любовью и заботой. Очень хочется, чтобы и современные люди, как и их далёкие предки, не забывали платить ей тем же.
Источник