Минприроды против леса на земле сельхозназначения
Почти полгода назад постановлением № 1509 от 20.09.2020 г. Правительство нашей страны разрешило выращивать лес на землях сельскохозяйственного назначения. Мера эта обсуждалась много лет и была вынужденной – в России около 75 миллионов га сельхозземель заросли лесом, их мелиорация и возвращение в сельскохозяйственный оборот слишком дорого и экономически нецелесообразно.
Безусловно, и к всеобщему удивлению, мера эта была и в интересах миллионов граждан, в частной собственности которых после приватизации оказалось около 12 миллионов паёв — участков бывшей колхозной земли. Всеобщее мнение владельцев таких небольших участков в комментарии к нашей предыдущей статье выразил один читатель: «Наконец-то, что-то сделали для простого народа». Это именно так, ведь Постановление Правительства снимало угрозу изъятия участков за то, что они заросли лесом, разрешало вести лесное хозяйство на земле сельхозназначения и давало надежду, что новая отрасль экономики остановит деградацию сельских территорий и исход населения из них, позволит значительной части владельцев заросшей лесом сельхозземли сохранить свою собственность и получать какой-то доход.
К сожалению, скептики, не поверившие в то, что власти сделают народу, природе и местной экономике такой подарок, оказались правы.
Минприроды подготовило изменения в Постановление 1509, предусматривающие такие ограничения, которые делают невозможным выращивание леса на сельхозземле:
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»
В отличие от короткого и понятного изначального текста Постановления 1509, изменения от Минприроды гораздо объемнее и представляют из себя длинный перечень бюрократических препятствий, каждое из которых должно отбить какую-либо охоту заниматься лесоводством. Усложнен порядок начала ведения лесного хозяйства – если раньше достаточно было уведомления в свободной форме, теперь Минприроды предлагает получать разрешение от «межведомственной комиссии», которая может отказать, если заявление подано не в точном соответствии с утвержденной формой, содержит ошибки, в том числе в терминах и по другим причинам. Сейчас Постановлением установлен срок подачи уведомления до 01.10.2022 г. или в течение 2х лет с момента приобретения участка, Минприроды предлагает ограничить срок подачи только 01.10.2022 г, то есть министерство не видит в будущем никакого лесоводства на землях сельхозназначения.
Предложения Минприроды предусматривают предоставление документов и отчетности, от которых освобождало Постановление 1509 – потребуется составлять проект освоения лесов, подавать лесную декларацию, а также всю отчетность, которая требуется для освоения лесов на землях Лесного фонда. Также требуется экспертиза (платная, по закону она не может быть бесплатной) проекта освоения лесов, причем требования к ней сложнее (!), чем даже к проектам на землях Лесного фонда.
Ну и чтобы, если кто не понял, было совсем всё ясно, Минприроды предлагает ограничить ведение лесного хозяйства на сельхозземле сроком 10 лет… После этого земли должны быть рекультивированы и возвращены в сельскохозяйственный оборот. Береза созревает 50 лет, сосна 80 – 100 лет. Это, фактически, прямой запрет на ведение лесного хозяйства на сельхозземле. Не вполне понятно, зачем его делать в такой, по сути, форме надругательства над здравым смыслом и принимать такой объемный документ. Можно было бы просто сформулировать изменения таким образом: «Постановление №1509 от 20.09.2020 г. отменить». Прямо и честно.
Минприроды, в соответствии с установленным порядком, разместило проект изменений на сайте regulation для, как бы, публичного обсуждения.
Обсуждение продолжалось до 2 марта. Итоги: за изменения проголосовали 6 человек, против 6151. Однако, радоваться рано. В таких случаях, если нет всенародного возмущения или приказа сверху, итоги обсуждения «примут к сведению», уберут пару запретов и усложнений, оставив все остальные, наглухо «закрывающие тему» лесов на сельхозземле и примут «в установленном порядке».
Хочется, однако, надеяться, что Правительство примет правильное решение и не допустит принятия таких «изменений».
К чему все это приведет на практике, если изменения удастся протащить?
К целому ряду крайне негативных последствий. Вот основные:
1. Возможно, чиновников Минприроды и лоббистов изменений это не волнует, но одним из первых и скорейших последствий принятия изменений, фактически отменяющих Постановление Правительства РФ, будут серьезнейшие репутационные потери Правительства и власти в целом. Постановление Правительства № 1509 было принято после многолетних обсуждений и обращений, в том числе к Президенту РФ, было весьма продуманным, рационально регулирующим проблему в сложившейся ситуации, отражало интересы миллионов мелких собственников сельхозземли, преимущественно сельских жителей. И было воспринято, как мы уже писали с надеждой — «наконец-то что-то сделали для простого народа». И вот теперь этот документ фактически отменяется, изменения носят запретительный характер. Это сложно рассматривать иначе, чем дискредитация решений Правительства. Вряд ли намеренная, скорее интерес к принятию изменений таков, что на репутацию Правительства авторы инициативы не обращают внимание.
2. Сельскохозяйственные земли, заросшие лесом, будут зарастать лесом и дальше. Таких, заброшенных, зарастающих лесом земель в России около 75 млн. га из 381 млн. сельхозземель. И зарастают лесом именно те земли, которые экономически не выгодно рекультивировать и использовать для сельского хозяйства. Черноземы на юге не зарастают, зарастают земли в нечерноземье. Таковы «реалии рыночной экономики». Для возвращения заросших земель в сельхозоборот потребовались бы огромные средства. Просто перемножьте 75 млн. га на стоимость мелиорации 1 га. В Ленобласти, например, это 170 тысяч рублей за га. То есть на мелиорацию по рыночным ценам потребуется около 12 триллионов рублей… Таких средств на это нет ни у мелких собственников ни в бюджете. Кроме того, при современных технологиях ведения сельского хозяйства, большинство из земель зоны рискованного земледелия (нечерноземья), попросту, не нужны – выгоднее получать большие урожаи на юге или при интенсивном земледелии с меньших площадей.
3. Принятие изменений, запрещающее выращивать лес на сельхозземле, приведет в течение ближайших лет к прямым потерям бюджета от выпадающего земельного налога. При неукоснительном соблюдении действующего законодательство, собственники заросших земель будут облагаться штрафами, земли у них будут изыматься и возвращаться на баланс местных властей. Желающих купить с торгов заросшую землю и принять на себя соответствующие обязательства не найдется. Уже сейчас на торгах по банкротству можно купить сельхозземлю по цене от 1 до 10 тысяч рублей за га. При этом стоимость мелиорации 1 га в 10 – 100 раз и более превышает рыночную стоимость такой земли. В результате изъятая зарастающая лесом земля будет скапливаться на балансах муниципалитетов, но налоги с неё платиться уже не будут. То есть местные власти лишатся большей части земельного налога.
4. В первые годы после принятия «изменений» можно ожидать резкий рост числа лесных пожаров. Значительная часть собственников, продолжающая на что-то надеяться, будет пытаться не допустить зарастания земли самым доступным способом – сжечь лес вместе с сухой травой. Естественно пожары будут перекидываться и на настоящие леса на землях Лесного фонда. Самое интересное, что сжигать лес будут собственники земли, которым запретят выращивать лес, а власти будут запрещать посещение настоящих лесов тем самым грибникам, которые так боятся, что все леса, почему-то должны стать частными.
5. Ну и, наконец, «меры регулирования», предлагаемые Минприродой, приведут к ускорению деградации сельских территорий. Процесс исхода населения из деревень в города начался давно, ещё при СССР и это общемировая тенденция. Большому количеству людей на селе буквально «нечего делать» и в смысле пользования благами цивилизации и культуры, и ввиду отсутствия работы. Исход населения из нечерноземья связан с экономической нецелесообразностью производства там сельхозпродукции – невыгодно то, что не приносит прибыль, требует чрезмерных усилий по преодолению административных барьеров и т.п. Появление определенного количества предпринимателей, ведущих лесное хозяйство, могло создать на селе новые рабочие места, обеспечить поступления в бюджет налогов и давало надежду на долгосрочное развитие, хотя бы в силу длительного жизненного цикла лесов. «Меры регулирования» от Минприроды прочно и с многократной гарантией перекрывают такую возможность.
Итак, в силу того, что под видом изменений пытаются протащить полный запрет, последствия которого очевидны, возникает вопрос. Что это было?
В природе таких решений существует только два варианта – по недомыслию или по злому умыслу.
В недомыслие, почему-то, верится слабо. Информации у инициаторов решения более, чем достаточно. Слишком явно бросаются в глаза неоспоримые вышеперечисленные минусы от такого запрета. Тогда что? Желание депутатов – «аграриев» попиариться на теме «пропадает земля-кормилица» или «возможны ли в нашей стране частные леса»?
Кому же, и при каких условиях предложенные Минприроды изменения могут быть выгодны? Какой сценарий развития событий можно предположить?
По нашему «частному оценочному мнению», например, такой. Предложенные изменения гарантировано приводят к тому, что уже заросшие лесом земли сельхозназначения продолжают зарастать, вследствие чего в ближайшие несколько лет изымаются у собственников и передаются на баланс муниципалитетов. Муниципалитеты концентрируют у себя крупные массивы земли и выставляют их на публичные торги. На торгах их приобретают по самым бросовым ценам крупные покупатели, например, агрохолдинги. И? Ведь дальше они должны будут проводить мелиорацию, а это несколько триллионов рублей, в масштабах России… Стоп. А ведь на мелиорацию сельхозпроизводителям выделяют субсидии … Сейчас нам известно о таких субсидиях, выделяемых на региональных уровнях… Вот тут начинают «терзать смутные сомнения» — может интерес инициаторов и лоббистов связан именно с огромными субсидиями, которые можно будет получить «на мелиорацию»?
Увидеть, истинны или ложны наши «смутные сомнения» можно будет, если через некоторое время после принятия, в том или ином виде, изменений от Минприроды, будет принята некая программа или выделены крупные средства на субсидирование мелиорации…
А как Вы считаете, какая истинная причина инициативы Минприроды:
— Желание вернуть заросшие земли в сельхозоборот;
— Желание уничтожить класс мелких сельских землевладельцев (10 млн. человек);
— Заинтересованность в выделении субсидий на мелиорацию.
Источник
Земля под выращивание леса
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”
В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:
» 7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение — субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.
Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение — субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.».
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2020 г. N 1509
Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.
3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 — 10 1 , 13 — 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно — правообладатели, земельные участки).
6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.
7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
8. Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
9. Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.
10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.
13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:
а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;
б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;
г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;
д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;
е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;
ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.
18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.
19. Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.
22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.
24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.
Обзор документа
Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.
Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.
Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.
О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.
Источник