А. В. Кольцов «Урожай» (Анализ стихотворения, стиха)
С эпохи «крестьянских» поэтов начался в русской литературе активный процесс поиска способов отображения народной жизни, приемов создания крестьянских характеров. Одним из таких поэтов был
А. В. Кольцов. Он на иных (нежели Лермонтов, например) художественных основаниях стал отображать народную жизнь. Эти основания тезисно представим так: поэтизация земледельческого труда; народно-песенный взгляд на беды и радости простого человека; простота и незатейливость сюжетов.
Крестьянский быт в творчестве А. В. Кольцова стал предметом художественного изображения, но это всегда — именно поэзия крестьянского быта, в песенных ритмах, в гармонии с природой; поэтическое сочувствие крестьянину в горестной судьбе его.
Стихотворение «Урожай» — поэтическая зарисовка годового трудового цикла крестьян-земледельцев — в общем, так, как это бывает всегда. Не с точки зрения конкретного реального крестьянина, а с точки зрения давно сложившихся в фольклоре народно-поэтических представлений. Мелодика стихотворения отображает народно-поэтический песенный ритм; на лексическом уровне также очень много фольклорного:
— традиционные эпитеты «туча черная», «ветры буйные», «свет белый»,
— синонимические сочетания «гром-буря», «огонь-молния», «дуга-радуга»;
— олицетворение «Рожь…Дню веселому улыбается»; олицетворение через сравнение «Как князья, скирды Широко сидят, Подняв головы», «Туча черная… Понахмурилась, Что задумалась»;
— сочетание «земная грудь» воспринимается как производное от народного выражения «земля-матушка».
На синтаксическом уровне:
— повторы «Нагустил его В тучу черную; Туча черная понахмурилась, Понахмурилась, Что задумалась»;
— синтаксический параллелизм конструкций «Разгорелся день… Подобрал туман», «Да кривой сохой Перепахивать, Бороны зубьем Порасчесывать»;
— градация «Ополчилася И расширилась, И ударила, И пролилася», «Плывет, лоснится, Золотой волной Разбегается»;
— троекратное повторение события, действия: «Дума первая…, А вторая их Была думушка, Третью думушку…».
Народно-поэтическими средствами поэт воспроизводит благословенный труд крестьянства, осуществляющийся в гармонии с природными ритмами и с помощью и милостью Божией.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
«Урожай» А. Кольцов
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнём солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу чёрную;
Туча чёрная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут её
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнём-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною –
Проливным дождём
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зелёные
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из за́крома
Насыпать мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужем
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали, –
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались –
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьём
Порасчёсывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал Господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до́ земи,
Словно Божий гость,
На все стороны
Дню весёлому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывёт, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко –
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.
Анализ стихотворения Кольцова «Урожай»
В 1835 году Алексей Васильевич Кольцов создал стихотворение «Урожай». Оно весьма впечатлило соотечественников поэта. Например, А. С. Пушкин даже опубликовал его в своём журнале «Современник». Чем же объясняется такой успех произведения?
Если не знать, что авторство принадлежит Кольцову, то «Урожай» легко принять за народную песню. Тема связи человека и природы – одна из центральных в народном творчестве. В этом стихотворении она также прослеживается. Поэт рисует потрясающую картину свежего весеннего утра, одушевляя предметы и стихии. Явления природы предстают как живые существа – они действуют, творят, чувствуют:
Туча чёрная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она дышит и пьёт:
Напилась воды
Земля досыта…
Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому-то эти силы и наделялись душой.
Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина:
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою…
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.
О том, что поэта, несомненно, вдохновлял фольклор, напоминают и приёмы, использованные в тексте произведения. Вот как изображены мысли крестьян:
Дума первая:
Хлеб из закрома…
А вторая их
Была думушка…
Третью думушку
Как задумали…
Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и преданиях.
Автор использует характерные для народных сказаний метафоры. Горные вершины он называет «темя гор», капли дождя – «слезой крупною». Эпитеты также напоминают о волшебных картинах: «туча чёрная», «огнём солнечным», «ветры буйные», «золотая волна».
Алексей Васильевич использует в стихотворении архаичную лексику и искажённые на крестьянский манер слова: «полымем», «полюбуюся», «до земи», «понахмурилась» и т. д. Часто поэт меняет ударение в словах, чтобы сохранить ритмичность строк: «лоснится», «закрома».
В тексте нет рифмы, но и без неё произведение звучит плавно и ритмично. Размер – торжественный трёхстопных хорей.
Представляется, что главная причина этого признания – удивительный талант Алексея Васильевича, позволивший ему создать настоящую крестьянскую балладу. Это стихотворение обладает поразительной мелодичностью, богато на художественные образы. При этом «Урожай» затрагивает темы, близкие и понятные любому русскому человеку.
Источник
Анализ стихотворения «Урожай» Алексея Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
Источник
Алексей Кольцов — Урожай: Стих
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зеленые
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали,—
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
Анализ стихотворения «Урожай» Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
Источник