История праздника Жатвы
Ежегодно в конце сентября — начале октября евангельские церкви по всему миру отмечают праздник Жатвы или праздник Урожая. Это один из самых любимых праздников поместной церкви.
В этот день приезжает много гостей. В некоторых регионах церкви даже договариваются между собой, в какое время какая церковь проводит Жатву, чтобы верующие могли побывать на этом празднике в различных общинах. Готовится специальная музыкальная программа. Много детских выступлений. Накануне праздника особо украшается богослужебный зал. На возвышении возле кафедры сооружается пирамида из плодов овощей и фруктов, выращенных в садах и огородах верующих или купленных на рынке. После богослужебного собрания вся поместная церковь собирается на торжественный обед. Их ещё называли жатвенными трапезами. Это трапеза обычно является кульминацией праздника.
Именно с жатвенными трапезами долго боролись атеисты в СССР во времена государственного безбожия, так как эти застолья укрепляли и объединяли поместную церковь. Во время обеда звучат гимны хвалы, стихи, свидетельства, идёт задушевная беседа. Народ Божий свидетельствует, как Бог благословлял их в прошедшем году. Говорится о духовных благословениях: сколько человек обратились ко Христу и начали новую жизнь, сколько человек вступили в завет с Господом и приняли святое водное крещение. Верующие благодарят Бога и за материальные благословения в повседневной жизни: как Господь давал хлеб насущный каждый день, помогал в трудах и заботах, посылал материальные блага.
Жатва — праздник, переживший тысячелетия
История праздника восходит к ветхозаветным временам, когда израильтяне после окончания сбора урожая благодарили Бога за изобилие выращенных плодов. Это был один из основных праздников, установленных Богом для Своего народа. «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою» , — говорится в книге Исход 23:16. По своему содержанию праздник Жатвы близок к иудейским праздникам Шавуот (Опресноков) и Суккот (Кущей), которые отмечаются в конце сельскохозяйственного года и служит напоминанием о странствиях израильтян по пустыне.
Христиане различных конфессий также в той или иной форме отмечают этот праздник. Так, в православной традиции благодарение за урожай совершается в праздники, выпадающие на период с 1 августа по 1 октября, когда завершаются основные сельскохозяйственные работы: в праздник Происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас), Преображения Господнего (Яблочный Спас), Нерукотворного Образа (Хлебный или Ореховый Спас), во время которых празднуется окончание сбора урожая. В католической традиции благодарение за урожай совершается в праздники Преображения Господнего и Успения Девы Марии, когда в храмах освящается мёд, различные плоды и зелень, а также в праздник Рождества Богородицы, когда освящаются семена. Лютеране отмечают День благодарения за урожай в первое воскресенье октября. В церковных общинах евангельских христиан-баптистов праздник Жатвы обычно отмечается в последнее воскресенье сентября — первое воскресенье октября. В этот день многие прихожане по традиции приносят в церковь выращенные ими лучшие плоды. У христианских общин США и Канады этот день соединён с Днём благодарения и считается одним из главных национальных праздников страны, отмечается во второй понедельник октября в Канаде и в четвёртый четверг ноября в США.
День благодарения — это то же самое?
Своими корнями этот праздник уходит в глубь американской истории, к самым первым переселенцам из Англии, прибывшим к берегам Америки. День благодарения возник не в Северной Америке. Община английских отцов-пилигримов, основавших Плимутскую колонию, до прибытия в Северную Америку находилась в изгнании в более религиозно терпимых, в отличие от Англии того времени, Нидерландах, где переняла обычай проводить совместные церемонии благодарения у лейденских пуритан. Оказавшись в бедственном экономическом положении в изгнании в Нидерландах, английская община пуритан — будущих основателей Плимутской колонии — решает отправиться в Северную Америку, чтобы обрести лучшую жизнь и при этом располагать религиозной свободой. Они отплывают из Нидерландов сначала в Великобританию, а затем уже из британского порта Плимут 16 сентября 1620 года отправляются в количестве 120 человек на знаменитом ныне судне «Мэйфлауэр» к берегам Северной Америки. Они достигают североамериканского мыса Кейп Код 21 ноября 1620 года. Более половины из примерно сотни прибывших не смогли пережить суровую зиму и погибли от холода, голода и болезней. Выжившие основали колонию и весной с помощью местных индейцев, прежде всего Скванто, который научил их, какие культуры и каким образом выращивать на этой негостеприимной каменистой почве, приступили к обработке земли. Неожиданно богатый урожай стал наградой за их усилия. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд предложил провести день принесения благодарности Господу. На праздник осенью 1621 года отцы-пилигримы пригласили вождя и ещё 90 индейцев того племени, которое помогло им выжить в незнакомых условиях. Это трапеза, разделённая с индейцами, и стала самым знаменитым празднованием Дня благодарения. Возможно, потому, что в ней приняли участие индейцы. Впоследствии колонисты отмечали хороший урожай празднествами благодарения от случая к случаю.
После завоевания независимости и возникновения единого государства США первый президент страны Джордж Вашингтон предложил отмечать День благодарения как национальный праздник ежегодно 26 ноября.
В 1864 году по окончании Гражданской войны Авраам Линкольн провозгласил последний четверг ноября каждого года Днём благодарения. В 1939 году Ф. Д. Рузвельт заменил эту дату на предпоследний четверг ноября, однако обязательной силы его декларация не имела. Это вызвало раскол среди штатов: 23 штата праздновали День благодарения в предпоследний четверг, а 22 — в последний. Остальные штаты, например Техас, объявили оба дня праздничными.
В 1941 году Конгресс США принял билль, согласно которому День благодарения должен праздноваться в четвёртый четверг ноября. 26 декабря 1941 года Рузвельт подписал этот билль, установив тем самым существующую до настоящего времени схему.
День благодарения полон традиций. Несколько поколений одной семьи собираются в доме старших на праздничный обед. Каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни. Едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 году на первом обеде в честь Дня благодарения. Многие блюда стали не только традицией, но и своего рода символами праздника: фаршированная индейка с клюквенным сиропом и большой сладкий тыквенный пирог. Яркие молодые тыквы, початки «индейской» кукурузы, яблоки, апельсины, каштаны, орехи, сухие листья и гроздья винограда, свисающие с блюда, словно рога изобилия, не только служат традиционным украшением стола но и олицетворяют обилие осенних даров природы. Букеты золотых, оранжевых и красно-коричневых хризантем, дополненные веточками с ягодами, довершают ощущение изобилия и щедрости природы, настоящего праздника богатого урожая. В Нью-Йорке происходит грандиозный парад, организуемый крупнейшим в мире универмагом «Мейси» с 1927 года. Его главная достопримечательность — надувные игрушки огромных размеров (герои мультфильмов, сказок и телепередач), которые проносят от Центрального парка до входа в универмаг — напротив Геральд-сквера (между Шестой авеню и Бродвеем). Накануне парада происходит церемония надувания игрушек. Вечером над проливом Ист-Ривер устраивается фейерверк. Всё это показывают в прямом трансляции по телевидению.
Почему в России Жатва особенная
Однако евангельские христиане, живущие не в США и Канаде, также отмечают специальный день благодарности Богу за урожай. Поэтому второе традиционное название этого праздника — День жатвы. В России этот праздник отмечается осенью, когда все члены поместной церкви приносят в храмы плоды труда: овощи, фрукты, ягоды, хлеб. Духовное значение праздника, помимо благодарности за урожай, часто заключается в подведении итогов своей духовной жизни, а также предвкушении Второго пришествия Христа. Делается это на основании слов Спасителя: «. жатва есть кончина века. » (От Матфея 13:39). Читающие и проповедующие Евангелие проводят очень близкую параллель между Жатвой последнего времени и сегодняшним праздником — Днём благодарения.
В российские церкви евангельских христиан-баптистов этот праздник пришёл в середине XIX столетия, когда началось евангельское пробуждение среди российских немцев-колонистов, проживающих на юге Российской империи. Особенно торжественно его начали отмечать после 1905 года, когда вышел манифест о веротерпимости и поместным церквам можно было беспрепятственно собираться в молитвенных домах. Именно тогда и сформировались замечательные традиции, о которых говорится в начале статьи.
Невзирая на голод, поместные церкви собирались на этот праздник. Во второй половине 20-х годов XX века во время праздников церкви в СССР открывали двери молитвенных домов и приглашали на праздник жатвы друзей, соседей, коллег по работе. Церковные хоры и оркестры ездили друг к другу в гости, нередко во дворах домов молитвы накрывались праздничные столы, и верующие до позднего вечера общались и славили Бога, свидетельствуя всем окружающим о Божьей любви и милости.
После изменения законодательства в 1929 году вся жизнь верующих должна была, по замыслу атеистов, сконцентрироваться внутри молитвенного дома. Жатвенные праздники были запрещены, и власть активно препятствовала общению поместных церквей. Даже посещение проповедниками других церквей преследовалась. Бушевал воинствующий атеизм, и власть пыталась провести в жизнь безбожную пятилетку, уничтожив религию в СССР. Хотя после войны положение верующих в СССР немного улучшилось, и власть разрешила открывать церкви иметь молитвенные дома, всё равно шла упорная борьба с жатвенными праздниками.
В этом празднике атеисты видели большую угрозу себе, так как он символизирует главные принципы жизни евангельской церкви: благовестие, благодарность Богу, единство верующих и полную зависимость от Господа в повседневной жизни. Именно поэтому благодаря героическим усилиям со стороны верующих атеистам так и не удалось искоренить в праздник Жатвы в церквях ЕХБ.
Источник
Праздник Жатвы
В католической традиции праздник отмечается 29 сентября с 3 в. н. э.
У восточных славян был аналог — это Осенины. Праздник проводился в начале осени 8 сентября, другое название — «День урожая». Праздник урожая, хождения в гости, угощения: окончание уборки яровых хлебов и огородных культур; встреча осени.
В православии в этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна.
Это по сути своей языческие праздники, обрядность и традиции которых перекочевали в церковные праздники.
У протестантов (адвентистов) первое упоминание датируется 17-ым веком. До этого времени протестантские церкви не праздновали праздник жатвы. Праздник впервые отмечался как еврейский праздник Суккот (праздник кущей) — по традиции следует жить в шатре, куще или шалаше, вспоминая о хождении евреев по Синайской пустыне.
Бог определил этот праздник в Ветхом Завете для людей, которые не принадлежали Царству Бога:
Исх.23:16 [наблюдай] и праздник жатвы ПЕРВЫХ плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в КОНЦЕ ГОДА, когда уберешь с поля работу твою.
Жатва – это результат труда целого года, когда подводится итог в конце трудового года. После этого праздника начинается новый год по еврейскому календарю, новые задачи, новый план. Так было в ветхозаветное время. И новый год после сбора урожая — это мудрое решение. Вполне логично начинать планировать работу в следующем году именно с нового года.
Мы живем в Новом Завете, когда физическая жизнь израильтян для нас, новозаветных жителей, становится духовным образом, т.е. для них это был физический образ жизни, для нас — это в основном духовный образ жизни:
Лук.17:
20 … не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие ВНУТРЬ вас есть.
Речь идет о внутренней духовной жизни, и здесь говорится только о рожденных свыше людях (см. подробнее статью «Рождение свыше» — http://www.proza.ru/2014/06/18/395 )
В духовном мире Бог рассматривает жизнь людей на земле, как некое поле, на котором Он посеял семена (души людей). И мы для Него как растения, от которых Бог ждет ПЛОД – выполнение предназначения для каждого человека на земле и, самое главное – это сбор урожая, т.е. когда душа (плод) попадает в Царство Божье (в «амбар» Божий). Все остальное на земле – это «ботва», которая остается в поле и уходит в перегной. Те люди, которые не попадают в Царство Божье («сгнивают на корню»), НАВСЕГДА потеряны для Бога и Царства Божьего, хотя семена ПРИНАДЛЕЖАТ Богу. Рост растения и куда попадет плод (душа) – это ВЫБОР самого человека:
Матф.13:
24 … Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем ;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы ,
30 ОСТАВЬТЕ расти вместе то и другое ДО ЖАТВЫ; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. ……
Сам Иисус Христа дает толкование для этой притчи:
36 … И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий ;
38 поле есть мир ;
доброе семя, это сыны Царствия ,
а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол ;
жатва есть КОНЧИНА ВЕКА ,
а жнецы суть Ангелы .
40 Посему как собирают плевелы и ОГНЕМ сжигают ,
так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и ДЕЛАЮЩИХ БЕЗЗАКОНИЕ,
42 и ввергнут их в печь ОГНЕННУЮ; там будет плач и скрежет зубов ;
43 тогда ПРАВЕДНИКИ воссияют, как солнце, в Царстве Отца их .
Кто имеет уши слышать, да слышит!
Итак, эта притча или пророчество исполняется в 3 направлениях:
1.для всего человечества,
2.для Церкви,
3.для КАЖДОГО человека.
Для всего человечества.
Рассмотрим сначала аспект для всей цивилизации в конце времен, после 1000 летнего царства Иисуса Христа на земле (плод всего человечества в конце цивилизации):
Откр.20:
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет .
7 Когда же окончится тысяча лет…
…
10 . диавол, прельщавший их , ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места .
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом ,
и книги раскрыты были ,
и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни ;
и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими .
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим .
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное .
Это смерть вторая .
15 И кто НЕ БЫЛ ЗАПИСАН в книге жизни ,
тот был брошен в озеро огненное .
После суда Белого Престола будет создано новое Небо и новая Земля:
Ис.66:22 Ибо, как НОВОЕ НЕБО и НОВАЯ ЗЕМЛЯ, которые Я СОТВОРЮ , всегда будут пред лицем Моим…
А старая земля будет уничтожена:
Откр.21:1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо ПРЕЖНЕЕ небо и ПРЕЖНЯЯ земля МИНОВАЛИ .
2Пет.3:
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней СГОРЯТ.
11 Если так все это РАЗРУШИТСЯ, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, ПО ОБЕТОВАНИЮ Его, ОЖИДАЕМ нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
Жатва для Церкви Иисуса Христа:
Откр.14:
14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому ; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
15 И вышел другой Ангел из храма
и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке : пусти серп твой и пожни, потому что пришло ВРЕМЯ ЖАТВЫ ,
ибо жатва на земле созрела.
16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата .
17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом .
18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем , вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп , говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды .
19 И поверг Ангел серп свой на землю , и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия .
Это будет исполнение пророчества, данного в Ветхом Завете:
Иер.8:20 Прошла жатва ,
кончилось лето ,
а мы НЕ СПАСЕНЫ .
Матф.9:
36 Видя ТОЛПЫ НАРОДА, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие ПАСТЫРЯ .
37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много , а делателей мало;
38 итак молите Господина жатвы ,
чтобы выслал делателей на жатву Свою .
Этот Господин – Иисус Христос ставит в Церквах Своих служителей (делателей – они не жнут, а «делают,-служат», созидают Тело Христово и подготавливают каждого верующего к Жатве – кончине века на земле для каждого верующего). Это Его «рабы» в притче о Сеятеле и плевелах. Бог запретил своим служителям самовольно исключать из Церкви или не принимать «плевелы», т.к. эти «плевелы» могут в любой момент родиться свыше и стать «пшеницей» на Его «поле».
Люди – это плоды для Господа, задача служителей вырастить не плевелы, а пшеницу, истинных людей крепкой веры:
Матф.24:
44 Потому и вы БУДЬТЕ ГОТОВЫ, ибо в КОТОРЫЙ ЧАС не думаете, ПРИИДЕТ Сын Человеческий .
45 Кто же верный и благоразумный раб , которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —
50 то придет господин раба того в день, в который он НЕ ОЖИДАЕТ, И В ЧАС, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов .
Для каждого человека.
Жизнь любого человека, живущего на земле, подвержена одному из основных законов духовного и физического миров – это закон сеяния и жатвы:
Быт.8:22 впредь во все дни земли СЕЯНИЕ и ЖАТВА, холод и зной, лето и зима, день и ночь НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ.
Этот закон вечный, как в физической жизни человека, так и в духовной. Человек – это физическое и духовное творение одновременно (см. подробнее учение о теле, душе и духе, начиная с урока http://www.proza.ru/2014/12/04/623 ).
Поэтому человек живет ОДНОВРЕМЕННО в двух мирах – духовном и физическом. Если закон всемирного тяготения действует только в сфере физического мира, то закон сеяния и жатвы – в обоих мирах:
Гал.6:
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что ПОСЕЕТ человек, то и ПОЖНЕТ:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление ,
а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную .
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем .
10 Итак, доколе есть время, будем ДЕЛАТЬ ДОБРО ВСЕМ, а наипаче своим по вере .
Всем рожденным свыше необходимо позаботиться, чтобы сохранить свою душу от греха на момент земной смерти:
1Фесс.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да СОХРАНИТСЯ БЕЗ ПОРОКА в пришествие Господа нашего Иисуса Христа
Это пришествие Христа не в конце времен для человечества, а в конце жизни КОНКРЕТНОГО человека и нужно СОХРАНИТЬ душу, чтобы на ней не было порока-греха.
Что значит сохранить внутренний мир и представить Христу без порока всего себя? Хранение — это процесс приношения каждодневных плодов в борьбе плоти и духа за душу человека:
Гал.5:17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу ПРОТИВЯТСЯ, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Источник