Меню

Жители почвы для детей

«Чудесная кладовая» — энциклопедия
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Рассказ для детей о почве и её обитатаелях

Скачать:

Вложение Размер
chudesnaya_kladovaya.doc 594.5 КБ

Предварительный просмотр:

» Есть на свете чудесная кладовая . Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать . Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда -нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево , да такое большое , что не обхватишь.

Это не сказка . Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть , догадался, как она называется:»

Почва — это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие — основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования.
Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля — наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой — глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной — это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина — тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

Есть мир, скрытый от нас, недоступный наблюдению, —мир животных почвы. Там вечный мрак т.е темнота, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, не то что пошевелить ею, но и обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что

животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад, либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.

Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают более половины объема почвы; остальной объем приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой)..

Благодаря такому строению почвы в ней живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания кожных покровов. Кислород потребляют в почве и животные, и корни растений при дыхании. Все они выделяют углекислый газ. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей, что вы, наверное, нередко наблюдали.

Среди почвенных животных встречаются и хищники и такие, которые питаются частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков;.

Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности. Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезны дождевые черви. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.

В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев.

В почве «работают» не только дождевые черви, но мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.

Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину.

Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.

Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред. Личинки, гусеницы некоторых бабочек, личинки многих мух,корневые тли, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.

Многие насекомые, повреждающие надземные части у растений — стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почву яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются.

В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.

В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз.

У обитателей почвы выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих (пауки и др.) позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные, например черви, попеременно вытягивают и сокращают тело. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. Другие животные, например кроты, расчищают себе путь, копая землю передними лапами, превратившимися в специальные органы копания.

Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.

Источник

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Виолетта Кулага
Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

1. Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.

2. Развивать познавательную активность.

3. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Активизировать словарь: почва, подземные обитатели, воздух, подземные обитатели, перегной.

Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве, экскурсия в парк.

Ход занятия:

Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку

Цветущие растения. Богатый урожай,

А как он получился? Скорее соображай.

И семена хорошие, полив, подкорм, уход,

А главное, что требует больших людских забот?

— Вы догадались что это?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

— А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

— А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

— А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).

А кормит она не только нас, но и растения.

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

— Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки

1)Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может (муравей)

5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» — ведь они нужны почве.)

Игра «Что я видел на участке?»

Воспитатель: Ребята, а теперь,давайте вспомните наш участок и закончите следующие предложения:

— Осенью с деревьев на землю падают. (листья, плоды, например, каштаны)

— Дождик поливает землю, и листья. (становятся мокрые)

-Желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно-коричневыми и черными пятнами, они. (гниют).

-Мы часто видим как по земле ползают. (червячки, насекомые)

-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят. (червяков)

Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» — ведь они нужны почве.)

«Почва — живая земля». Конспект прогулки с детьми подготовительной группы Прогулка в подготовительной группе «Почва — живая земля» Цель: Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Обитатели водоемов» Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Обитатели.

Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?» Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е. ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Обитатели подводного мира» Конспект открытого занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Обитатели подводного мира» Конспект открытого.

Конспект занятия ООД в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема: «Почва — живая земля» Конспект занятия ООД в подготовительной группе П ознавательное развитие Тема: «Почва – живая земля» Подготовила воспитатель первой категории.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Почва, её состав и свойства» Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Почва, её состав и свойства». Задачи: Обеспечить ознакомление детей с почвой..

Конспект занятия в старшей группе «Морские обитатели» по изодеятельности в технике пластилинографии Цель: Уточнить представление об обитателях морских глуби. Задачи: Побуждать изображать картину морского дна, отрабатывать приемы вытягивания,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

План конспект НОД в старшей логопедической группе «Из чего состоит почва» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Задачи: • Познакомить.

Конспект интегрированного занятия в коррекционной группе «Морские обитатели» Интегрированное занятие в коррекционной группе для детей с ЗРП Воспитатель МАДОУ Детский сад №1 г. Сольцы Лысенко Татьяна Владимировна.

Источник

Читайте также:  Какое удобрение вносят осенью от проволочника
Adblock
detector