Меню

Животные почвы питаются 3 класс ответ

Урок по окружающему миру для 3 класса «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : Как образуется почва. 3 класс

Цель : создать условия для изучения процесса почвообразования, формирования понятий: «почва как единство живой и неживой природы», «цепи питания».

Задачи : способствовать изучению процесса почвообразования (разрушение горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);

формированию понятий: «почва как единство живой и неживой природы», «цепи питания»;

умений работать с учебным текстом;

развитию познавательных интересов к предмету, критического мышления, коммуникативных навыков;

воспитанию бережного отношения к природному богатству – почве.

Оборудование: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А.Царева, учебник «Окружающий мир» для 3 класса, тетрадь для самостоятельной работы, проектор, компьютер, диск «Уроки Кирилла и Мефодия» по окружающему миру, 3 класс, цветные карандаши, баночка с почвой, таблицы,

1. Организационный момент.

— Добрый день, ребята!

— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте своим одноклассникам удачи.

— Что еще потребуется от вас для успешной работы?

— Пусть урок принесет вам новые знания и хорошие отметки.

2. Целеполагание. Планирование .

— Мы отправляемся в загадочный мир природы, продолжаем разгадывать её тайны.

— Послушайте рассказ М.Ильина и Е.Сегала «Чудесная кладовая».

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Сказка это или не сказка?

Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И у меня есть небольшая частичка этой кладовой. (Показать коробку.)

— Вы догадались, как она называется?

Бьют меня ногами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять.

— Послушаем . Она нашла в Толковом словаре значения этого слова.

Слово земля в русском языке имеет несколько значений: 1) название планеты; 2) суша; 3) почва, верхний слой коры нашей планеты; 4) страна, государство; 5) территория.

— Как вы думаете, какое значение этого слова будет нас интересовать?

— Раскройте учебники на с. 31.

— Прочитайте название новой главы. (Почва)

— Какова тема урока? (Как образуется почва)

( Открыть на доске запись: Почва

— Что вам известно о почве? Как образуется почва

(На доске таблица «ЗХУ»)

— Запишем это в первую колонку таблицы.

— Что вы хотите узнать о почве? (Дети говорят, учитель помогает сформулировать вопросы и прикрепляет листы с вопросами во вторую графу таблицы.)

2. Из чего образуется почва?

Как образуется почва?

Быстро ли образуется почва?

5. К живой или неживой природе относится

6. Какова роль животных в образовании почвы?

— Кроме этого мы выясним, чем питаются животные почвы, что такое «цепь питания», из каких звеньев она состоит.

(Дописать во вторую графу.)

— У нас получился план работы.

3. Открытие новых знаний.

1. Работа с учебником. С. 31-32.

— Прочитаем задание на с. 31. (Прочитай первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие?)

— Отмечаем карандашом на полях страницы: ˅ — знаю, + — новое, ? – непонятно.

2. Обсуждение прочитанного.

— Что нового узнали из текста?

— Мы нашли ответы на некоторые вопросы нашего плана. Заполним таблицу.

(Запись в третью графу таблицы ответов на 1 — 4 и 6 вопросы.

2. Из чего образуется почва?

3.Как образуется почва?

4.Быстро ли образуется почва?

5.К живой или неживой природе относится

6.Какова роль животных в образовании почвы?

7.Чем питаются животные почвы?

Почва – самый верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Почва образуется из горных пород.

В результате разрушения горных пород под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов.

Почва образуется долго.

6. Животные рыхлят и перемешивают породу.

3. Диск, урок 3, задание 10.

— Послушаем объяснение Космика, как образуется почва.

— Что ещё нового узнали из рассказа Космика?

4. – Подумаем над вопросом: к живой или неживой природе относится почва?

— Вспомним прогулку в осенний лес. Под ногами шуршит опавшая листва. А что под ней можно увидеть?

(Песок, глину, мелкие камешки, остатки растений, животных, корни растений.)

— А можно ли увидеть в почве животных?

— Так к какой же природе отнесём почву: к живой или неживой?

— Почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу. (Вывод прикрепить в графу таблицы.)

— Прочитаем об этом в учебнике на с. 32-33. (1 ученик читает вслух.)

5. –Рассмотрим, какие организмы обитают в почве.

Работа в парах. Задание на с. 33.

— Назовите животных почвы.

— Какие из них вы видели?

6. – Космик познакомит нас с ними поближе.

— Что интересного узнали?

— Если я называю животных, обитающих в почве, вы приседаете. Если не живут в почве, вы поднимаете руки вверх.

Муравей, жаба, заяц, синица, крот, дождевой червь, рак, улитка, белка, землеройка, стрекоза, хомяк.

7. – Чем питаются животные почвы?

Животные почвы питаются остатками живых организмов, корнями растений или другими животными. (Прикрепить в таблицу.)

— Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость:

корень одуванчика – личинка – крот. (На доске схема.)

— Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать.
Вот учёные и считают, что живые существа связаны между собой цепями питания.

— Посмотрим значение этого выражения в словаре на с. 143.

— Пищевая цепь показывает, кто кого или что ест. (Прикрепить в таблицу.)

Читайте также:  Подкормка роз янтарной кислотой весной

— Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой цепи первое звено — всегда растения. Почему? Только они способны производить питательные вещества. Второе звено – растительноядные животные, треть – хищные или всеядные животные. Когда они погибнут, их останки станут пищей бактерий, которые живут в почве.

8. – Выполним задания Космика.

Диск, задание 3. Восстанови цепь питания. (Бактерии — червь – крот.)

Задание 9. Какие животные больше всего влияют на образование почвы? (Справка, значок внизу.)

9. Работа в тетрадях.

— Вспомним тему урока.

— Посмотрим на нашу таблицу.

2. Из чего образуется почва?

3.Как образуется почва?

4.Быстро ли образуется почва?

5.К живой или неживой природе относится

6.Какова роль животных в образовании почвы?

7. Чем питаются животные почвы?

1.Почва – самый верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

2.Почва образуется из горных пород.

3.В результате разрушения горных пород под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов.

4.Почва образуется долго.

5.Почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу.

6. Животные рыхлят и перемешивают породу.

7.Животные почвы питаются остатками живых организмов, корнями растений или другими животными.

8.Цепи питания показывают, кто кого или что ест.

— Что такое почва?

— Как образуется почва?

— К живой или неживой природе относится почва?

— Чем связаны между собой животные почвы?

— Назовите звенья в цепи питания.

— Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите одну из формулировок (на доске):

— Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие.

— Я хорошо поработал, но в следующий раз буду активнее.

— Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз обязательно добьюсь успеха.

— Как вы думаете, все ли мы узнали о почве?

— Надо ли продолжить работу?

5. Домашнее задание .

Учебник с. 31-34, т. №12,13, Хрестоматия с. 88 – 90.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-104866

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по окружающему миру «Обитатели почвы»(3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Обитатели почвы.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Обитатели почвы

В гостях у крота

Личинки Личинки проволочника Личинка майского жука

Количество организмов в почве велико

Круговорот веществ в природе

Вывод: Без почвы жизнь растений и животных на Земле невозможна

Домашнее задание Учебник с.91-93 Подобрать пословицы и поговорки о почве Задание 88 в рабочей тетради

Выбранный для просмотра документ Самоанализ урока окр мир 3 кл.doc

Самоанализ урока окружающий мир в 3 классе по теме:

Учитель: Кнышова С.И.

В классе 9 учащихся, на уроке присутствовали 9.

По тематическому планированию это 1-й урок, отведённый на изучение данного материала. По типу это урок – знакомство с новой темой.

сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений;

сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Все этапы урока направлены на выполнение этой цели, с учётом особенностей класса.

Начало урока – оргмомент, который позволил выявить готовность класса к работе.

В ходе проверки домашнего задания дети устно отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд «Состав почвы», а затем выполнили тест «Почва».

Постановка учебной задачи началась с отгадывания загадки и рассматривания картинки дождевого червя.

Знакомство с новым материалом началось с прослушивания сказки о дождевом черве. По ходу сказки ребята познакомились с обитателями почвы: кротом, зелеными водорослями и плесневыми грибами. После прослушивания сказки дети ответили на вопросы:

— Как называется самая плодородная почва?

— Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении?

Читайте также:  Кто славянский бог плодородия

— Из чего состоит почва?

— Какие организмы живут в почве?

Следующий этап урока – работа с текстом. После чтения текста ребята назвали обитателей почвы, которые не были названы при чтении сказки: многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии. Названные обитатели были показаны на слайдах презентации.

Далее – знакомство с «Круговоротом веществ в природе». На слайде дети увидели, как вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

В конце урока дети сами сделали вывод и сравнили с выводом, который появился на следующем слайде.

В ходе закрепления и обобщения детей разделили на группы для выполнения заданий на карточках.

Итогом урока послужили ответы детей на поставленные вопросы. Было дано домашнее задание.

Цель урока была достигнута, все этапы урока выполнены, использован весь наглядный материал.

Выбранный для просмотра документ урок Обитатели почвы 3 кл.doc

МБОУ Николо- Березовская СОШ

Открытый урок в 3 классе

Учитель начальных классов

Окружающий мир 3 класс

Тема урока: ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ

сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений;

сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

презентация «Обитатели почвы», кроссворд, карточки

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок-встреча. А вот с кем нам предстоит встретиться, узнаете по ходу уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

– Ответьте на вопросы:

1) Из чего образуется почва?

2) Что входит в состав почвы?

Кроссворд «Состав почвы».

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)

– Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)

– Что такое плодородие?

III. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

(Дождевой червь)- картинка

– Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.

IV. Объявление темы урока. Введение в тему.

– На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.

– Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.

Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.

Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь (картинка крота). «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».

Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.

Крот усадил Кузю на почетное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришел и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зеленых водорослей и плесневых грибов (показ иллюстраций). Они подняли страшный галдеж.

– Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!

– Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.

Кузя начал свой рассказ.

– Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.

Читайте также:  Ежи для рыхления почвы

Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?

Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».

б еседа после прослушивания сказки по вопросам:

– Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)

– Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)

– Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)

– Какие живые организмы живут в почве?

V. Изучение нового материала.

Работа с текстом (с. 91–92).

– Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)

– Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.

(Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.)

– Почему почву называют многоэтажным домом?

(В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)

– Каких почвенных животных наблюдали? Когда?

– Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки выпрямил, согнул,

И тихонько – раз – шагнул.

Нога одна, а рук много. (Дерево.)

– Как деревья «дружат» с почвой?

– Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)

– Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?

– Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?

– Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

– Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)

Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

– Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)

Вывод: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.

VI. Закрепление и обобщение.

– За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)

– А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)

Работа по группам.

Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.

Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.

(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

Вставить пропущенные слова.

Из остатков растений и _____ (животных) образуется ______ (перегной), из которого под действием ______ (микробов) образуются ______ (соли), растения корнями всасывают из почвы _______ (воду) с растворенными в ней _______ (солями), животные питаются _______ (растениями); из отмерших _______ (растений иживотных) вновь образуется _______ (перегной).

– Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

(Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы, из-под деревьев, означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

– Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель?

(Они обогащают почву различными минеральными солями.)

– Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)

– Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)

рабочая тетрадь (задание 88).

Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.

Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве

Источник

Adblock
detector