Меню

Животные почвы питаются остатками живых организмов корнями растений

3 класс. Окружающий мир. Как образуется почва

3 класс. Окружающий мир. Как образуется почва

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Приветствие

Наш урок будет по­свя­щен почве и её об­ра­зо­ва­нию. И вы­со­кое де­ре­во, и ма­лень­кая тра­вин­ка укре­пи­лись сво­и­ми кор­ня­ми в земле, вер­нее в её верх­нем слое, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся поч­вой.

2. Образование почвы

А как же об­ра­зо­ва­лась почва? Ос­но­ва об­ра­зо­ва­ния почвы – гор­ные по­ро­ды Земли. Дно во­до­ё­мов, рав­ни­ны, горы сло­же­ны из гор­ных пород, ко­то­рые в те­че­ние мил­ли­о­нов лет раз­ру­ша­лись под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха и живых ор­га­низ­мов. Мель­чай­шие ча­сти­цы гор­ных пород скап­ли­ва­ют­ся в тре­щи­нах скал, ска­ты­ва­ют­ся вме­сте с по­то­ка­ми воды в низ­кие места. В тре­щи­ны легко про­ни­ка­ют вода, воз­дух, бак­те­рии, мел­кие жи­вот­ные и се­ме­на рас­те­ний. В ре­зуль­та­те на кам­нях про­рас­та­ют пучки трав, мел­кие ку­стар­ни­ки и даже де­ре­вья. Корни рас­те­ний про­дол­жа­ют рас­ши­рять тре­щи­ны, раз­ру­шая по­ро­ды.

Рис. 2. Про­рос­шие рас­те­ния на камне (Ис­точ­ник)

Про­хо­дят годы, об­ра­зо­ва­ние почвы – про­цесс очень дли­тель­ный. Через ты­ся­чу лет у под­но­жия скал из остат­ков рас­те­ний об­ра­зу­ет­ся почва. Это верх­ний пло­до­род­ный слой земли тол­щи­ной до 2 см. На мяг­ком вул­ка­ни­че­ском пепле этот про­цесс про­ис­хо­дит быст­ро, всего за 50-60 лет. Жи­вот­ные при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии почвы. Они рых­лят по­ро­ду, сме­ши­ва­ют её с по­лу­сгнив­ши­ми кор­ня­ми рас­те­ний, а когда гиб­нут, сами ста­но­вят­ся её ча­сти­ца­ми. Итак, об­ра­зо­ва­ние почвы про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород под воз­дей­стви­ем всех ком­по­нен­тов при­ро­ды: сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов. Толь­ко все части при­ро­ды, дей­ствуя друг на друга, об­ра­зу­ют почву. Нет гор­ных пород и живых ор­га­низ­мов – не будет и почвы. Нет воды и воз­ду­ха – почва не об­ра­зу­ет­ся.

Да­вай­те вспом­ним про­гул­ку в осен­ний лес. Смо­же­те до­ка­зать на ос­но­ве своих на­блю­де­ний, что почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду?

Сухие ли­стья, хво­ин­ки, травы, ве­точ­ки де­ре­вьев па­да­ют на землю и скап­ли­ва­ют­ся в самом верх­нем её слое. Под опав­ши­ми ли­стья­ми и вет­ка­ми на­хо­дят­ся песок и глина, мел­кие ка­меш­ки, остан­ки жи­вот­ных и рас­те­ний, пе­ре­гной, а это от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де. Всё это скоп­ле­но кор­ня­ми рас­те­ний, ведь каж­дое рас­те­ние берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства. В почве все­гда при­сут­ству­ют бак­те­рии, грибы, мел­кие жи­вот­ные, а это от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Кто берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства, мы знаем. А кто же их вновь по­пол­ня­ет? Ведь если за­па­сы не по­пол­нять, то почва быст­ро оску­де­ет. Жи­вот­ные почвы про­кла­ды­ва­ют в ней ходы, куда по­па­да­ет вода и воз­дух, они пе­ре­ме­ши­ва­ют почву, из­мель­ча­ют остат­ки рас­те­ний, а бак­те­рии, ко­то­рые все­гда живут в почве, пре­вра­ща­ют эти остат­ки в пе­ре­гной.

Ли­стья и травы раз­ла­га­ют­ся в почве срав­ни­тель­но быст­ро. Всего через пол­го­да они пре­вра­ща­ют­ся в пре­крас­ные удоб­ре­ния. Таким об­ра­зом, пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­сто­ян­но воз­вра­ща­ют­ся в почву и вновь рас­хо­ду­ют­ся рас­те­ни­я­ми. Про­ис­хо­дит поч­вен­ный кру­го­во­рот. Почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду.

3. Животные, обитающие в почве

А каких жи­вот­ных можно уви­деть в почве? В лес­ной под­стил­ке за­мер­ла божья ко­ров­ка, что-то пе­ре­тас­ки­ва­ют в свои под­зем­ные жи­ли­ща му­равьи, а вот кроты и дож­де­вые черви про­во­дят в почве всю свою жизнь.

А зем­ля­ной шмель толь­ко зи­му­ет. Ля­гуш­ки и улит­ки пря­чут­ся в почве от днев­ной жары, а май­ские жуки от­кла­ды­ва­ют яйца, из ко­то­рых по­яв­ля­ют­ся их потом­ства.

Рис. 6. Зем­ля­ной шмель (Ис­точ­ник)

Жуки про­ни­ка­ют в почву на глу­би­ну до 2 мет­ров, му­равьи – до 3 мет­ров. Кроты – до 5 мет­ров, а дож­де­вые черви – до 8 мет­ров.

4. Крот и почва

Кроты при­но­сят очень боль­шую поль­зу почве, про­кла­ды­вая глу­бо­кие ходы, кроты вы­бра­сы­ва­ют землю на по­верх­ность, а эта земля в пол­то­ра раз бо­га­че каль­ци­ем, маг­ни­ем, же­ле­зом и дру­ги­ми пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

Учё­ные под­счи­та­ли, что в бе­ре­зо­вом лесу кроты под­ни­ма­ют из глу­би­ны на по­верх­ность такой обо­га­щён­ной земли до 10 тонн на гек­тар. По­лу­ча­ет­ся, что боль­шую часть бе­рё­зо­во­го леса удоб­ря­ют кроты. А ещё в неболь­ших куч­ках в земле, кро­то­ви­нах, скап­ли­ва­ет­ся вода, ко­то­рая увлаж­ня­ет почву.

5. Пищевая зависимость обитателей почвы

Чем же пи­та­ют­ся жи­вот­ные почвы? Они пи­та­ют­ся остат­ка­ми живых ор­га­низ­мов, кор­ня­ми рас­те­ний и дру­ги­ми мел­ки­ми жи­вот­ны­ми. Корни оду­ван­чи­ков гры­зут ли­чин­ки май­ских жуков, а ли­чин­ка­ми любят ла­ко­мить­ся кроты. Крот, на­ев­шись, от­прав­ля­ет­ся спать, и спит часа 4, проснув­шись, он немед­лен­но от­прав­ля­ет­ся ис­кать себе пищу. Делая глу­бо­кие ходы, крот по­сто­ян­но на­ты­ка­ет­ся на вред­ных на­се­ко­мых и их ли­чи­нок. За сутки крот съе­да­ет столь­ко, сколь­ко весит сам и даже боль­ше. Го­ло­дать крот не может, 17-18 часов без еды для него гу­би­тель­ны. Вот по­это­му зимой кроты не могут за­лечь в спяч­ку.

Между рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми почвы су­ще­ству­ет пи­ще­вая за­ви­си­мость: ко­рень оду­ван­чи­ка – ли­чин­ка – крот. Не будет оду­ван­чи­ка – по­гиб­нут ли­чин­ки, не будут ли­чи­нок – будут го­ло­дать кроты. По­это­му уче­ные счи­та­ют, что все живые ор­га­низ­мы свя­за­ны между собой це­пя­ми пи­та­ния. Пи­ще­вая цепь по­ка­зы­ва­ет, кто кого ест. Между оби­та­те­ля­ми почвы су­ще­ствую очень много цепей пи­та­ния, но в каж­дой такой цепи, пер­вое звено – это рас­те­ние. Ведь толь­ко оно спо­соб­но на свету об­ра­зо­вы­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства из уг­ле­кис­ло­го газа и воды с рас­тво­рён­ны­ми в ней ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Вто­рое звено – рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные, тре­тье звено – хищ­ные и все­яд­ные жи­вот­ные. Когда хищ­ные или все­яд­ные жи­вот­ные по­ги­ба­ют, то их остан­ки ста­но­вят­ся пищей для бак­те­рий и дру­гих мел­ких жи­вот­ных.

6. Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о том, что почва – это един­ство живой и нежи­вой при­ро­ды, как об­ра­зу­ет­ся почва, и какие су­ще­ству­ют цепи пи­та­ния.

Читайте также:  Органические удобрение для комнатных растении для цветов

Источник

Тест по окружающему миру «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбери из предложенных ответов один правильный.

Почву можно отнести к …

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются;

г) только к неживой природе.

а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

б) пучки трав, небольшие кусты;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

Один сантиметр почвы в природе образуется за …

Главное свойство почвы – это …

б) содержание влаги в почве;

г) способность удерживать влагу.

На плодородие почвы влияет…

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

Остатки погибших растений и животных превращаются в перегной благодаря…

а) животным, обитающим в почве;

б) воде и воздуху, содержащимся в почве;

в) бактериям, живущим в почве;

г) воздуху, содержащемуся в почве.

Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

В почве обитают живые существа: …

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, медведки.

Животные почвы питаются…

а) остатками живых организмов, корнями растений;

г) живыми организмами.

Для защиты почвы на полях необходимо…

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание;

г) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.

Цепь питания – это…

а) живые существа, связанные между собой;

б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего;

в) пищевая зависимость;

г) цепочки разных живых организмов.

В пищевой цепи звенья расположены так:

а) растения – хищные животные – растительноядные животные;

б) растения – растительноядные животные – хищные животные;

в) растительноядные животные – растения – хищные животные;

г) хищные животные – растительноядные животные – растения.

Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…

а) почва хорошо пропускала воздух;

б) почва хорошо удерживала влагу;

в) снег быстрее растаял;

г) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.

Перед посевом в почву вносят…

Врагами почвы считаются:

а) сильные ветры;

в) сильные ветры и вода;

г) дождевые черви.

Почва питает все живое, значит она – …

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 296 человек из 63 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по окружающему миру «Почва» разработан для обучающихся 3-х классов по УМК «Перспективная начальная школа». Проводится согласно Рабочей программе по окружающему миру в 3 четверти: раздел «Почва», тема урока «Обобщение по теме «Почва».

Данный тест составлен в соответствии с требованиями тестовых технологий. Задания закрытой формы альтернативного варианта. Обучающимся предлагается ответить на 18 вопросов, выбрав один правильный ответ из 4 предложенных вариантов ответов. На проведение теста отводится 20 минут (3 минуты для знакомства с инструкцией). В помощь учителю к заданиям даются правильные ответы.
Тема: Почва
Выбери из предложенных ответов один правильный.

  1. Цепь питания – это…
    а) живые существа, связанные между собой;
    б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего;
    в) пищевая зависимость;
    г) цепочки разных живых организмов.
  2. В пищевой цепи звенья расположены так:
    а) растения – хищные животные – растительноядные животные;
    б) растения – растительноядные животные – хищные животные;
    в) растительноядные животные – растения – хищные животные;
    г) хищные животные – растительноядные животные – растения.
  3. Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…
    а) почва хорошо пропускала воздух;
    б) почва хорошо удерживала влагу;
    в) снег быстрее растаял;
    г) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.
  4. Перед посевом в почву вносят…
    а) удобрения;
    б) ядохимикаты;
    в) корм;
    г) соли.
  5. Врагами почвы считаются:
    а) сильные ветры;
    б) вода:
    в) сильные ветры и вода;
    г) дождевые черви.
  6. Почва питает все живое, значит она – …
    а) защитница;
    б) кормилица;
    в) поилица;
    г) красавица.

Ответы:
1. в
2. а
3. в
4. б
5. а
6. а
7. в
8. в
9. б
10. г
11. а
12. г
13. б
14. б
15. г
16. а
17. в
18. б

Источник

Животные в почве. Обитатели почвы и их приспособленность к среде

Наша планета образована четырьмя основными оболочками: атмосферой, гидросферой, биосферой и литосферой. Все они находятся в тесном взаимодействии между собой, поскольку представители биосферной оболочки Земли — животные, растения, микроорганизмы — не могут существовать без таких формирующих веществ, как вода и кислород.

Так же, как и литосфера, почвенный покров и другие, глубоко лежащие слои, не могут существовать изолированно. Несмотря на то что мы не можем увидеть это невооруженным глазом, почва заселена очень густо. Каких только живых существ в ней не живет! Как и любым живым организмам, им тоже необходимы вода и воздух.

Читайте также:  Микробиологические препараты для почвы названия

Какие животные живут в почве? Как они влияют на ее формирование и как приспосабливаются к такой среде обитания? На эти и другие вопросы мы попробуем дать ответ в этой статье.

Какие бывают почвы?

Почва — это только самый верхний, совсем неглубокий слой, составляющий литосферу. Глубина его уходит примерно на 1-1,5 м. Дальше начинается уже совсем другой слой, в котором протекают грунтовые воды.

То есть верхний плодородный слой почвы — это и есть то самое место обитания различных по форме, размерам и способам питания живых организмов и растений. Почва, как среда обитания животных, очень богата и разнообразна.

Данная структурная часть литосферы неодинакова. Формирование почвенного слоя зависит от многих факторов, в основном от условий окружающей среды. Поэтому и типы почв (плодородного слоя) также различаются:

  1. Подзолистые и дерново-подзолистые.
  2. Черноземные.
  3. Дерновые.
  4. Болотные.
  5. Подзолисто-болотные.
  6. Солоди.
  7. Пойменные.
  8. Солончаки.
  9. Серые лесостепные.
  10. Солонцы.

Данная классификация приведена только для площади России. На территории других стран, континентов, частей света существуют и иные типы почв (песчаные, глинистые, аркто-тундровые, гумусовые и так далее).

Также все почвы неодинаковы по химическому составу, влагообеспеченности и насыщенности воздухом. Эти показатели варьируются и зависят от ряда условий (например, на это влияют животные в почве, которые будут рассмотрены ниже).

Как формируются почвы и кто им в этом помогает?

Свое начало почвы ведут со времени появления жизни на нашей планете. Именно с образованием живых систем и началось медленное, непрерывное и самообновляемое формирование почвенных субстратов.

Исходя из этого понятно, живые организмы играют определенную роль в почвообразовании. Какую же? В основном эта роль сводится к переработке органических веществ, содержащихся в почве, и ее обогащении минеральными элементами. Также это рыхление и улучшение аэрации. Очень хорошо об этом в 1763 году написал М. В. Ломоносов. Именно он первым высказал утверждение, что почва формируется благодаря отмиранию живых существ.

Помимо деятельности, которую осуществляют животные в почве и растения на ее поверхности, очень важным фактором формирования плодородного слоя являются горные породы. Именно от их разновидности будет в целом зависеть тип почвы.

В итоге горные породы перерабатываются под влиянием абиотических факторов, а живущие в почве микроорганизмы разлагают животные и растительные останки, превращая органические вещества в минеральные. В результате этого образуется плодородный слой почвы определенного типа. При этом животные, обитающие под землей (например, черви, нематоды, кроты) обеспечивают ее аэрацию, то есть насыщение кислородом. Это достигается путем рыхления и постоянной переработки почвенных частиц.

Животные и растения совместно дают почве органическое вещество. Микроорганизмы, простейшие, одноклеточные грибы и водоросли это вещество перерабатывают и переводят в нужную форму минеральных элементов. Черви, нематоды и другие животные снова пропускают через себя почвенные частицы, формируя тем самым органическое удобрение — биогумус.

Отсюда вывод: почвы формируются из горных пород в результате долгого исторического промежутка времени под влиянием абиотических факторов и при помощи, которую оказывают животные и растения, в них живущие.

Невидимый почвенный мир

Огромную роль не только в формировании почвы, но и в жизни всех остальных живых существ играют мельчайшие существа, образующие целый невидимый почвенный мир. Кто же к ним относится?

Во-первых, одноклеточные водоросли и грибы. Из грибов можно выделить отделы хитридиомицетов, дейтеромицетов и некоторых представителей зигомицетов. Из водорослей следует отметить фитоэдафонов, представляющих собой зеленые и сине-зеленые водоросли. Общая масса этих существ на 1 га почвенного покрова составляет примерно 3100 кг.

Во-вторых, это многочисленные микроорганизмы, бактерии и такие животные в почве, как простейшие. Суммарная масса этих живых систем на 1 га почвы составляет примерно 3100 кг. Основная роль одноклеточных организмов сводится к переработке и разложению органических остатков растительного и животного происхождения.

К самым распространенным из этих организмов относятся:

  • коловратки;
  • клещи;
  • амебы;
  • многоножки симфилы;
  • протуры;
  • коллемболы;
  • двухвостки;
  • сине-зеленые водоросли;
  • зеленые одноклеточные водоросли.

Какие животные живут в почве?

К почвенным обитателям относятся следующие беспозвоночные животные:

  1. Мелкие рачки (ракообразные) — около 40 кг/га
  2. Насекомые и их личинки — 1000 кг/га
  3. Нематоды и круглые черви — 550 кг/га
  4. Улитки и слизни — 40 кг/га

Такие животные, обитающие в почве, очень важны. Их значение определяется способностью пропускать через себя почвенные комочки и насыщать их органическими веществами, формируя биогумус. Также их роль состоит в разрыхлении почвы, улучшении кислородного насыщения и создании пустот, которые заполняются воздухом и водой, в результате чего повышается плодородие и качество верхнего слоя земли.

Рассмотрим, какие животные обитают в почве. Их можно разделить на два типа:

  • постоянные жители;
  • временно обитающие.

К постоянным позвоночным млекопитающим жителям, представляющим животный мир почвы, относятся слепыши, слепушонки, цокоры и сумчатые кроты. Их значение сводится к поддержанию цепей питания, так как насыщаются они почвенными насекомыми, улитками, моллюсками, слизнями и так далее. И второе значение — это рытье длинных и извилистых ходов, позволяющих почве увлажняться и обогащаться кислородом.

Временные обитатели, представляющие животный мир почвы, используют ее лишь для недолгого убежища, как правило, в качестве места для откладывания и хранения личинок. К таким животным относятся:

  • тушканчики;
  • суслики;
  • барсуки;
  • жуки;
  • тараканы;
  • другие виды грызунов.

Приспособления почвенных обитателей

Для того чтобы жить в такой непростой среде, как почва, животные должны иметь ряд особенных приспособлений. Ведь по физическим характеристикам эта среда плотная, жесткая и малокислородная. Кроме этого в ней абсолютно нет света, хотя и наблюдается умеренное количество воды. Естественно, что к таким условиям нужно уметь приспособиться.

Читайте также:  Чем удобрять грядку перед посадкой озимого лука

Поэтому животные, которые живут в почве, с течением времени (в ходе эволюционных процессов) приобрели следующие особенности:

  • чрезвычайно мелкие размеры, чтобы заполнять крошечные пространства между частицами почвы и комфортно себя там чувствовать (бактерии, простейшие, микроорганизмы, коловратки, рачки);
  • гибкое тело и очень крепкая мускулатура — преимущества для передвижения в почве (кольчатые и круглые черви);
  • способность усваивать кислород, растворенный в воде или дышать всей поверхностью тела (бактерии, нематоды);
  • жизненный цикл, состоящий из личиночной стадии, во время которой не требуется ни свет, ни влага, ни питание (личинки насекомых, различных жуков);
  • более крупные животные имеют приспособления в виде мощных роющих конечностей с крепкими когтями, позволяющими легко прорывать длинные и извилистые ходы под землей (кроты, землеройки, барсуки и так далее);
  • у млекопитающих хорошо развито обоняние, но практически отсутствует зрение (кроты, цокоры, слепыши, спепушонки);
  • тело обтекаемой формы, плотное, сжатое, с коротким жестким плотно прилегающим мехом.

Все эти приспособления создают настолько комфортные условия, что животные в почве ощущают себя нисколько не хуже тех, что живут в наземно-воздушной среде, а, возможно, даже лучше.

Роль экологических групп почвенных обитателей в природе

Основными экологическими группами почвенных обитателей принято считать:

  1. Геобионты. Представители данной группы — это животные, для которых почва постоянное место обитания. В ней проходит весь их жизненный цикл в сочетании с основными процессами жизнедеятельности. Примеры: дождевые черви, многохвостки, бесхвостки, двухвостки, бессяжковые.
  2. Геофилы. К этой группе относятся животные, для которых почва обязательный субстрат во время одной из фаз своего жизненного цикла. Например: куколки насекомых, саранча, многие жуки, комары-долгоносики.
  3. Геоксены. Экологическая группа животных, для которых почва — временное укрытие, убежище, место откладывания и выведения потомства. Примеры: многие жуки, насекомые, все норные животные.

Совокупность всех животных каждой группы является важным звеном общей цепи питания. Кроме того, их жизнедеятельность обуславливает качество почв, их самообновляемость и плодородие. Поэтому их роль чрезвычайно важна, особенно в современном мире, в котором сельское хозяйство вынуждает почвы беднеть, выщелачиваться и высаливаться под действием химических удобрений, пестицидов и гербицидов. Животные почвы способствуют более быстрому и естественному восстановлению плодородного слоя после тяжелых механических и химических атак со стороны человека.

Связь растений, животных и почв

Не только животные почвы взаимосвязаны между собой, образуя общий биоценоз со своими цепями питания и экологическими нишами. На самом деле все существующие растения, животные и микроорганизмы задействованы в едином круге жизни. Равно, как и все они связаны со всеми средами обитания. Приведем простой пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь.

Травы лугов и полей являются питанием для наземных животных. Те, в свою очередь, служат источником пищи для хищников. Остатки травы и органического вещества, которые выводятся с продуктами жизнедеятельности всех животных, попадают в почву. Здесь за дело принимаются микроорганизмы и насекомые, которые являются детритофагами. Они все остатки разлагают и переводят в минеральные вещества, удобные для всасывания растениями. Таким образом, растения получают необходимые им компоненты для роста и развития.

В самой почве при этом микроорганизмы и насекомые, коловратки, жуки, личинки, черви и так далее становятся пищей друг для друга, а значит, и общей частью всей сети питания.

Таким образом, получается, что животные, обитающие в почве, и растения, живущие на ее поверхности, имеют общие точки пересечения и взаимодействуют друг с другом, формируя единую общую гармонию и силу природы.

Бедные почвы и их обитатели

Бедными называются почвы, которые многократно подвергались воздействию со стороны человека. Строительство, выращивание сельскохозяйственных растений, осушение, мелиорация — все это со временем приводит к обеднению почв. Какие обитатели умеют выживать в таких условиях? К сожалению, не многие. Наиболее выносливыми подземными жителями являются бактерии, некоторые простейшие, насекомые, а также их личинки. Млекопитающие, черви, нематоды, саранча, пауки, ракообразные в таких почвах выживать не могут, поэтому погибают или покидают их.

Также к бедным относятся почвы, в которых низкое содержание органических и минеральных веществ. Например, сыпучие пески. Это особая среда, в которой живут определенные организмы со своими приспособлениями. Или, например, засоленные и сильнокислые почвы тоже содержат в себе только специфических обитателей.

Изучение животных почвы в школе

Школьный курс зоологии не предусматривает изучение животных почвы на отдельном уроке. Чаще всего, это просто краткий обзор в контексте какой-либо темы.

Однако в начальной школе есть такой предмет, как «Окружающий мир». Животные в почве изучаются в рамках программы данного предмета очень подробно. Информация преподносится соответственно возрасту детей. Малышам рассказывают о многообразии, роли в природе и хозяйственной деятельности человека, которую играют животные в почве. 3 класс обучения — самый подходящий для этого возраст. Дети уже достаточно образованы, чтобы усвоить какую-то терминологию, и при этом имеют большую тягу к знаниям, к познанию всего окружающего, изучению природы и ее обитателей.

Главное, делать уроки интересными, нестандартными, а также информативными, и тогда дети будут впитывать знания, словно губки, в том числе и про обитателей почвенной среды.

Примеры животных, обитающих в почвенной среде

Можно привести краткий список, отражающий основных почвенных обитателей. Естественно, сделать его полным не получится, ведь их так много! Однако основных представителей попробуем назвать.

Животные почвы — список:

  • коловратки, клещи, бактерии, простейшие, ракообразные;
  • пауки, саранча, насекомые, жуки, многоножки, мокрицы, слизни, улитки;
  • дождевые черви, нематоды и другие круглые черви;
  • кроты, слепыши, слепушонки, цокоры;
  • тушканчики, суслики, барсуки, мыши, бурундуки.

Источник

Adblock
detector