Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»
Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.
- В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
- Развивать у учащихся умение работать в парах.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Штатив.
- Сухое горючее.
- Спички.
- Банка с водой ( для учителя и учеников).
- Лупа (для учителя и учеников).
- Фильтр.
- Салфетки.
- Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
- Стекло.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Текст-загадка (читает учитель).
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.
– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)
– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.
– Вы готовы приступить к работе?
– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).
3. Новый материал.
– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)
Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)
Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.
Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)
Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)
Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)
Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)
– Ребята, что мы обнаружили в почве?
– Какой состав имеет почва?
– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)
Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.
6. Обобщение изученного.
Слайд 9. Круговорот веществ
– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.
Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:
– К какой природе отнесете почву? (. )
– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.
Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)
Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)
Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.
(Слайд 12. Карта почв Пермского края)
– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.
7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)
Источник
Почва это живая или неживая природа?
Почва несомненно часть биосферы, а не литосферы, и с этой точки зрения относится к живой природе. Хотя также справедливо то, что в почве сочетаются черты и живой природы и неживой природы. Ведь что такое почва, а конкретно ее верхний слой, про который видимо и идет речь? Почва — это органические останки, которые перегнивают, которые используются в качестве пищи микроорганизмами, и это в то же время минеральные вещества, как продукт жизнедеятельности этих микроорганизмов.
В почве живет огромное количество живых существ, в основном очень маленьких, но есть и довольно крупные млекопитающие. Почва — источник питательных элементов для растений.
То есть почва исходный и конечный пункт круговорота веществ, часть пищевой цепочки.
Но живая это природа или нет все равно сказать сложно. Обычно почву выделяют как неживую природу, ведь сама по себе она все-таки не обладает признаками живого.
Живая почва, если не выжжена огнём и не протравлена, не умерщвлена химикатами — очень даже живая природа. В этом можно убедиться не только при помощи микроскопа, но и при помощи обыкновенной лупы — она просто кишмя кишит жучками-паучками-червячками и прочими -чками.
Процесс размножения почвы довольно мало изучен, поэтому назвать почву частью живой природы язык не поворачивается — приходится печатать пальцами, что почва, как и земля, — это неживая природа, несмотря на то, что компоненты почвы, такие как «перегной» и пр. дают жизнь многим растениям, являющимся частью живой природы и, в итоге, от растений же и происходят, имхо. Искусственно удобренная почва, например, вообще может рассматриваться как продукт, произведенный человеком, а значит, не относиться к естественной природе.
Живая, т.к. в почве содержатся много микро организмов которые благотворно влияют на структуру почвы. Вследствие чего мы можем наблюдать многообразие растений и плодов.
Почва -биокосное вещество ,значит в почве соединяются и живая и неживая природа .
Почва, на мой взгляд, двоякая субстанция, в ней можно выделить такие составляющие: вода и минералы, относящиеся к неживой природе; и живущие в почве микроорганизмы, которые перерабатывают все попадающие в нее органические останки, относящиеся к живой природе (я имею в виду не червей, личинок и прочих подобных почвенных жителей, а именно бактерии).
Почву нельзя однозначно отнести либо к живой либо к неживой природе. В почве живая и неживая природа объединяются. К неживой природе входящей структурно в состав почвы относится земля, песок, вода, газы, камни и т.п. Микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности являются также составляющей частью почвы и относятся к живой природе.
Почва это живая природа, как и вся наша планета, потому что нечто не живое не может дать жизнь растениям и животным, которые однозначно относятся к живой природе,а почва именно что дает жизнь всем нам.
Официальная наука относит почву к неживой природе. Трудно с этим согласиться. Ведь вся наша планета Земля — живая, все на этой планете живое. Если бы почва была неживой, то и семена не смогли бы прорастать, не было бы растений, деревьев, пищи для людей и животных —
не было бы ничего живого. Следовательно, почва — живая и это невозможно никаким образом отрицать.
Это что-то между. Так как почва состоит из земли, песка и прочего, а также она состоит из бактерий, жучков и тд, а они живые. Соответственно здесь четкий ответ дать нельзя, мнения могут расходиться. Но я бы отнесла ее к живой природе, так как в ней живые организмы.
Почва остается живой, доколе в ней есть жизнь. Ведь в почве живет очень много микроорганизмов, мелких млекопитающих. Но стоит эту почву «умертвить» способом выжигания, отравления химией, она становится не живой, так как все живые организмы в ней погибают. Так что, почва является относительно живой и неживой природой.
Считается, что почва содержит в себе признаки как живой, так и неживой природы, а все потому что она является биокосным веществом.
Что такое биокосное вещество? Это такое вещество, которое появляется в результате деятельности живых организмов одновременно с косными процессами (т.е. без участия живых организмов). И та, и другая система динамически развиваются, но при этом они находятся в относительном равновесии.
Биокосное вещество — это выветривание, кора, ил, почва.
Но что касается почвы, то так уместно говорить лишь о верхнем ее слое, ведь именно там расположены и минеральные вещества, и органические остатки.
То есть получается что:
Ель растение тенелюбивое. Не даром у нее нижние, затененные ветви сильные и раскидистые, а верхние — слабее. Она не любит открытых солнечных мест, где ее летом будет палить солнце, а зимой обжигать ледяные ветра. Не растет ель на болотах и на сухих песках. В одном случае корням не хватает воздуха, в другом — питательных веществ и влаги, т.к. корневая система близко от поверхности.
Для выращивания драцены лучше использовать специальный грунт, который продается в цветочных магазинах. Также можно использовать любой универсальный грунт, но обязательно добавить разрыхлитель (перлит или крупный песок). Главное условие — грунт должен быть рыхлым и быстро просыхать между поливами.
Почва с огорода в чистом виде не подходит для выращивания драцены, но на ее основе можно приготовить подходящий субстрат, добавив в него разрыхлители. Если вы — обладатели глинистой почвы, то ее и вовсе нельзя использовать для выращивания драцены.
Стандартный состав субстрата для выращивания драцены: 1 часть дерновой земли + 1 часть песка + 1 часть перегноя, только не забудьте, что любую землю с огорода нужно обязательно пропарить.
Есть и еще один, очень важный момент. При посадке драцены не забудьте о хорошем дренаже на дне горшка. Слой дренажа должен составлять не менее 2 см, в идеале — 1/10 высоты горшка.
Растения, которые особенно требовательны к повышенному содержанию азота называются нитрофилами.
Многие из них нам знакомы, как злостные сорняки: борщевик, крапива, лебеда, мокрица, пастушья сумка, марь белая, подмаренник цепкий, полынь.
Когда-то читал, что в торфяных почвах мало азота, а они как раз кислые и требуют раскисления доломитом и т.п. Но нужно проверять. Могли появиться новые данные.
Источник
Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация
Содержание:
Наша планета Земля уникальна тем, что среди миллиардов других планет нашей галактики (не говоря уже о Солнечной системе) на ней есть жизнь. Возникновение жизни и живой природы на Земле все еще величайшая научная загадка, ученые могут лишь строить гипотезы о том, как впервые появилась жизнь. Вместе с тем изучение этой самой жизни, то есть живой природы, то чем занимается наука биология, дает нам множество полезных знаний. Как впрочем, и изучение природы неживой, а вот чем отличается живая природа от неживой, что именно относится к живой природе и по каким признакам, об этом поговорим в нашей статье.
Что относится к живой природе
Для начала дадим определение того, что такое просто природа. Так вот природа – это окружающая среда, которая образовалась и функционирует без вмешательства человека, и в ней органично соседствуют, как неживые тела, так и живые существа.
В свою очередь к живой природе относится:
- человек,
- животные,
- птицы,
- рыбы,
- насекомые,
- растения,
- микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы)
- грибы (порой их относят к микроорганизмам, но мы не считаем, что грибы правильно относить к ним).
Признаки
Все представители живой природы имеют ряд общих признаков, который и отличает их от объектов природы неживой. Что же это за признаки? Давайте разберем:
Все живые организмы:
- рождаются,
- дышат,
- растут и развиваются,
- реагируют на изменение окружающей среды,
- питаются,
- размножаются,
- стареют,
- умирают.
Аксиомой является то, что все живое дышит, а дыхание – основа жизни. У людей и животных для этого служат легкие, у рыб есть жабры, растения имеют специальные клетки, поглощающие углекислый газ, даже простейшие одноклеточные организмы, вроде амебы дышат при помощи цитоплазмы.
Живое не может существовать без питания, растениям необходимо вода и почвенные удобрения, животные и насекомые питаются либо травой, либо другими животными и насекомыми, ну а человек, пожалуй, обладает самым разнообразным в мире рационом питания.
Также почти все живое движется, даже растения и цветы поворачиваются в сторону Солнца. Исключением тут, пожалуй, являются лишь грибы, а ведь и они относятся к живой природе.
Многие живые организмы имеют свои комфортные условия обитания, так теплолюбивая пальма не приживется в наших умеренных широтах, зимние холода для нее будут непереносимы. Но тут уже множество исключений, главным из которых будет сам человек, способный жить, как в тропических лесах, так и в арктической тундре. А некоторые виды бактерий могут жить и вовсе в самых неожиданных местах, например в жерле вулканов.
Отличие от неживой природы
Выдающийся украинский ученый В. И. Вернадский в свое время дал определение, что живое вещество это множество организмов, участвующих в разных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении своего жизненного цикла они формируют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, тем самым питая ее.
Среди отличительных признаков живой и неживой природы, можно выделит для живой следующие:
- она состоит из клеток,
- состоит из макромолекулярных органических соединений (белка, нуклеиновых кислот ДНК и РНК),
- самостоятельно размножается,
- может мутировать,
- имеет способность к физиологическому развитию, может приспосабливаться к изменению окружающей среды.
В то время как неживое:
- состоит из атомов и молекул,
- не способно развиваться физиологически,
- не способно размножатся,
- не способно к мутации.
Что относится к неживой природе
Своими функциями неживые объекты диаметрально противоположны живым, у них нет способности к рождению, размножению, питанию, дыханию, росту, также они не стареют и не умирают.
Примеры объектов неживой природы:
- Солнце,
- воздух,
- снег,
- песок,
- камни,
- ветер,
- вода,
- космические объекты (да, звезды не относятся к живой природе).
Впрочем, некоторые тела неживой природы обладают определенными функциями живых организмов. Например, те же звезды, будучи объектами неживой природы, тем не менее, рождаются, растут, стареют и наконец умирают, то есть также имеют свой жизненный цикл.
Среди свойств объектов неживой природы можно отметить следующие:
- Они всегда находятся в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном.
- Находят в твердом состоянии они, как правило, крепкие и плотные: камни, почва, горы, песок.
- Находясь в жидком состоянии, они изменчивы, их молекулы плавают, пребывая в непрерывном движении.
Классификация живой природы
Биология делит все живые организмы на царства, типы, классы и виды. Научная отрасль биологии, которая занимается этой классификацией, называется систематикой.
Так схематически выглядит классификация всех живых организмов.
То есть на глобальном уровне есть клеточные организмы, состоящие из клеток (одной или многих) и вирусы, которые клеток не имеют.
Далее клеточные организмы в свою очередь делятся на прокариоты и эукариоты, чем же они отличаются? Прокариоты – это клетки, не имеющие ядра, такие клетки имеют бактерии, все остальные организмы за исключением бактерий состоят из клеток с ядром – эукариотов.
И на последнем уровне нашей систематики животного мира располагаются царства: вирусов, бактерий, грибов, растений, животных. Человек, который является венцом эволюции, тем не менее, согласно биологической систематике относится к царству животных.
Остановимся подробнее на некоторых царствах живой природы.
Микроорганизмы
Ученые считают, что первыми живыми существами на нашей планете были именно микроорганизмы. Все эти бактерии, микробы, простейшие одноклеточные инфузории и амебы существовали задолго до появления первых животных, рыб, птиц, насекомых, существуют они и по наш день. Фактически это самая долгоживущая форма жизни.
Также микроорганизмы являются самой распространенной формой жизни на нашей планете, их можно встретить в любой экосистеме, даже в холодных льдах Антарктиды живут свои микробы и бактерии. Живя в самых разных условиях, они обладают просто фантастической выживаемостью, так некоторых формы микроорганизмов способны жить даже в космическом вакууме.
Из-за малых размеров они невидимы для нас, чтобы их разглядеть, необходим микроскоп. Излишне говорить, что микроорганизмы могут быть как полезными, так и вредными. Вредные вирусы являются возбудителями многих болезней у человека и животных, в то время как полезные микробы наоборот способствуют исцелению, благодаря тому, что на своем микро-уровне они борются со своими вредными собратьями.
Растительный мир
Растение играют просто таки огромную роль в жизни всего сущего, ведь именно они выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Растения – важная часть биосферы Земли, помимо этого они приносят большую пользу человеку и животным, являясь источником пищи, из растений делаются многие лекарства. И разумеется растения для людей творческий – источник вдохновения.
Животный мир
На нашей планете великое разнообразие различных животных. Причем в широком смысле к животному царству относятся птицы, рыбы, насекомые, рептилии, и разумеется млекопитающие, к которыми в свою очередь относимся, мы, люди.
В зоологии, подразделе биологии, изучающей животных, есть обширная система классификации «братьев наших меньших». Так их могут разделять по:
- местам обитания,
- методам выживания,
- способам питания.
Животный мир планеты.
Жизненный цикл
В отличие от объектов неживой природы все живые существа имеют определенные биоритмы, определяющие их развитие.
Жизненный цикл протекает приблизительно одинаково:
- Рождение, рост и развитие: из маленькой косточки вырастает большое дерево, а беспомощный маленький ребенок с годами превращается во взрослого самодостаточного человека.
- Размножение: все живое стремится оставить потомство (ну или почти все).
- Смерть – увы она неизбежна для всех живых организмов. Биологически смерть – это остановка всех жизненных функций организма, он перестает дышать, двигаться, есть, пить, чувствовать. В конце концов, после смерти происходит разложение организма на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы. Так живая природа переходит в неживую.
Так схематически выглядит круговорот веществ в природе.
Связь живой и неживой природы
Объекты неживой природы все-таки появились раньше, поэтому они имеют первичное значение для возникновения жизни. Ведь не будь Солнца, воздуха, воды, твердой поверхности, без всего этого возникновение жизни на нашей планете было бы попросту невозможным. А значит, все виды природы, как живой, так и неживой тесно взаимосвязаны.
В принципе мы уже пересчитали 4 основных элемента, без которых была бы невозможной жизнь, это:
- Солнце, без его тепла не было бы подходящей температуры для зарождения жизни. Стоит заметить, что наша Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца, ведь будь она ближе или дальше, то здесь было бы слишком тепло, или наоборот слишком холодно.
- Воздух, как мы писали выше – дыхание – основа жизни, и без воздуха и атмосферы оно было бы невозможным.
- Вода – также необходима для существования жизни, без нее не обойтись ни людям, ни животным, ни растениям. Более того, многие биологи считают, что зарождение жизни произошло именно в воде.
- Почва – она является главной средой для произрастания растений, которые в свою очередь необходимы для выделения кислорода, чтобы обеспечить все живое воздухом.
В свою очередь, живые существа оказывают существенное влияние на неживую природу. К примеру, жители водоемов, рек и морей способствуют поддержанию химического склада воды. После смерти гниющие растения и животные питают почву необходимыми элементами. Как видите, в природе все взаимосвязано и каждый ее элемент является важной и незаменимой частью этой сложной системы. Важно, чтобы это понимали люди, в последнее время нарушающие природный баланс, загрязняя воздух и водоемы, вырубая леса, а потом удивляясь закономерным наводнениям. Если человек будет жить в гармонии с природой, она отблагодарит его чистым воздухом, натуральными продуктами и крепким здоровьем.
Источник