Меню

Живой мир почвы исследовательская работа

Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»

Алейник Светлана Дмитриевна
Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»

Исследовательская работа

на тему «Почва. Состав и свойства»

Номинация: естественная неживая природа

Гончарова Вера, Севостьянов Глеб,

воспитанники МБДОУ «Детский сад № 229»

Алейник Светлана Дмитриевна

воспитатель МБДОУ №229

г. Ростов – на – Дону

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования…. 4

3. Методы исследования…. 5

4. Исследовательская часть….6-7

4.1 Определение состава почвы;

4.2 Определение структуры почвы;

4.3 Определение наличия живых существ в почве;

5. Анализ результатов и выводы…7

6. Заключение…. 8-9

7. Обзор литературы…10-11

Выбрать тему данного исследования помог случай. У нас в детском саду проводился праздник «День древонасаждения», мы вместе с детьми, родителями и воспитателями сажали деревья, кустарники и цветы. Когда мы копали лунки для посадки растений, дети обратили внимание на разный цвет слоёв почвы и на то, что в ней много каких-то вкраплений, семян, корней и т. д. Очень заинтересовались этим вопросом и решили найти ответ в энциклопедии «Большая книга знаний», которая есть у нас в группе. Но, к сожалению. из этой книги дети узнали только некоторые теоретические сведения. И тогда мы решили узнать о почве подробней с помощью исследований, опытов. Ребята вспомнили, что они встречались с почвой, когда помогали бабушке в деревне сажать огород. Вот тогда они видели насекомых, семена, корешки и много всего другого внутри, между комьями земли, но не могли толком ничего об этом рассказать. Именно вопросы,которые дети стали задавать: «Что это такое – почва? Для чего она нужна? Есть ли польза? Везде ли её можно встретить? Как ее использовать? Нуждается ли почва в защите?» подтолкнули нас к исследованию почвы. Поэтому была выбрана тема исследовательского проекта: «Почва. Состав и свойства».

Цель исследования:

Выявить, что или кто находится в составе почвы и почему почва разная по цвету.

Задачи исследования:

1. Расширить знания детей о почве через работу с энциклопедической литературой и интернет-ресурсами;

2. Выяснить состав и структуру почвы;

3. Провести опыты для определения состава почвы;

4. Сравнить разные слои почвы;

5. Определить, кто из живых существ находится в почве и для чего;

6. Изучить, какую пользу почва приносит людям и нуждается ли она в защите.

Мы предполагаем, что в почве находятся живые существа и полезные вещества и что почва нуждается в защите.

Предмет исследования:

Почва с участка детского сада.

Методы исследования:

1. Изучение материалов из разных источников;

2. Проведение эксперимента;

3. Наблюдение за экспериментом;

4. Фотосъёмка, видеосъёмка;

5. Обработка данных эксперимента;

6. Сравнительный анализ.

Для изучения состава почвы мы провели эксперимент.

1. Изучение состава почвы

Мы разрыхляли комочки почвы палочкой, рассматривали её под лупой.

Нам удалось обнаружить : полусгнившие остатки корешков, листья, полусгнившую древесину, сгнившие семена растений. Нашли сухого жука и живого.

Опустили в стакан с водой комочек сухой земли. Мы заметили пузырьки воздуха, которые поднимались вверх.

В металлическую мисочку мы насыпали почву и стали нагревать на огне. Над почвой подержали холодное стекло. Стекло стало влажным и на нём появились капельки.

Профильтровав воду, в которой находилась почва, пипеткой накапали воду на стекло и подержали стекло над огнём. Когда вода испарилась, на стекле остался белый налет.

Нагревая над огнем почву, увидели дым и почувствовали неприятный запах — запах перегнившей листвы и древесины.

Растворили в воде почву.На следующий день в стакане образовались три слоя: нижний – темно-коричневый, средний – светло-коричневый и сверху образовалась вода.

1. Мы выяснили, что в почве есть воздух, вода, песок, глина, минеральные соли, перегной.

2. Почва является домом для некоторых видов насекомых и животных.

3. Почву необходимо защищать, охранять и ухаживать за ней.

Почва имеет несколько слоёв: перегной, песчаный, глинистый. В почве находятся полезные вещества и минеральные соли, а также почва является домом для некоторых видов насекомых и животных. Наша гипотеза подтвердилась.

Всё, что мы обнаружили в почве : мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей называется перегноем или гумусом. Плодородие почвы зависит от количества перегноя, чем больше перегноя, тем больше урожай.

В почве ещё обитают животные. Это кроты, черви, всевозможные насекомые и их личинки. Они делают в ней ходы, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так обитатели почвы повышают её плодородие. Микроорганизмы перерабатывают растительные и животные останки, превращая их в перегной. Перегной – это остатки перегнивших растений и мелких животных. Чем больше перегноя, тем лучше урожай.

В почве есть вода. Вода необходима для роста и развития корней, стеблей, листьев, цветов и плодов.

В почве есть воздух. Землю рыхлят, чтобы насытить её кислородом. В рыхлой земле лучше прорастают семена.

Читайте также:  Чем лучше всего подкормить фикус

В почве содержатся минеральные соли — это питательные вещества, необходимые для роста растений.

Песок помогает воде проникать вглубь и питать корни. А в глине содержится много минеральных солей, полезных для растений, но глина задерживает влагу и корни подгнивают.

Земля – это наша кормилица. И это, на самом деле, так.

Человек выращивает на земле разные растения. Растениями питаются многие животные, насекомые, птицы. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой, продуктами питания, а домашних животных – кормом. А они дают человеку молоко, мясо, яйца.

Почва – важнейшее богатство страны, поэтому ее надо охранять и оберегать.

1. 1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.

12. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.

Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).

Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).

Игра — викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

— Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»

— Рисование на тему: «Животный мир»

— Выставка рисунков «Почва в природе»

Работа с родителями:

«Как вести познавательную беседу».

«Как читать познавательную литературу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная Творческая -Творческая мастерская»

Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,

альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники

Прикреплённые файлы:

prezentacija-pochva_q6299.pptx | 13465,9 Кб

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Исследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группе Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Ёлочка», г ЧерногорскДетский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей» в 1-й средней.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Источник

Познавательно-исследовательский проект «Почва — живая земля»

Вера Крашенинникова
Познавательно-исследовательский проект «Почва — живая земля»

Познавательно-исследовательский проект

«Почва – живая земля»

Руководитель проекта: Крашенинникова В. Г.

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.Срок реализации: 3 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 — 6 лет.

Проблемные вопросы проекта:

Основопологающий вопрос: Что такое почва?

1)Что содержится в почве?

2)Какая бывает почва?

3)Для чего нужна почва?

4)Какие животные и насекомые живут в почве?

5)Почему нужно беречь почву?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, что есть жизнь в почве.

1)Дать представление о почве, ее значении.

2)Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы).

3)Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.

1)Сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли.

2)Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности.

3)Учить фиксировать результаты исследований.

4)Учить формулировать выводы.

5)Формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Читайте также:  Нейтральная кислотность почвы это сколько

Продукт проекта.

Публичная защита проекта «Есть ли жизнь в почве

Лэпбук «Почва»; изготовление макета.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество, социализация.

Материально – техническая база для реализации проекта:

1. Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем, торф, хвойная почва)

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3. Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Емкости с водой для проведения опытов;

6.Семена: горчица для посадки.

7. Коллективная работа «Подземное царство»

8. Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

10. Микроскоп, лупа

Ход проекта:

Подготовительный (разработка проекта)

— определение проблемы, постановка цели и задач;

— определение методов работы;

— подбор методической и художественной литературы;

— оформление информационной копилки по данной тематике;

— составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в свободной деятельности.

Совместная деятельность с детьми:

— ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

Совместная деятельность с родителями воспитанников:

— введение родителей в проблемную ситуацию;

— определение круга актуальных и посильных задач.

Исследовательский. Выполнение проекта.

Работа с детьми.

Раздел программы. Формы, методы и приемы работы.

Познавательнаядеятельность:

— Занятие «Что такое почва

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1. Есть ли в почве вода?

Влажность почвы мы определяли спустя неделю после дождя. Для этого взяли образец почвы из клумбы дошкольного участка. Пыли не было и образец показался нам теплым и прогретым, значит почву сухой назвать нельзя. После этого мы положили образец в фильтрованную бумагу и сжали его. То место, где была почва, стало влажным. На этом основании мы сделали выводы о том, что почва на учебно-опытном участке влажная.

2. Есть ли воздух в почве?

В стакан с водой бросим комочек почвы. Из почвы стали выходить пузырьки.На основании этого можно сделать вывод: это воздух, содержащийся в почве.

3. Есть ли в почве перегной?

Сначала рассмотрели перегной под лупой, увидели песок, камни, палки, иголки, а потом…

Значит это и есть перегной.

4. Узнаем свойства песка и глины

«Влажная почва. Ее свойства»

5. Влияние почвы на рост растений:

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов и семена горчицы.

Горчица взошла дружно. В черноземной почве на 4 деньможно увидеть маленькую щетинку этого интересного растения, в глинистой на 7деньа песчаной на 5 день. В черноземной почве побеги гуще и выше, чем глинистой и песчаной рыхлой почве.

14 дней с начала эксперимента горчица дружно растёт в глинистойи черноземной почве, а впесчаной растёт плохо, едва всходит.

Результаты опытов через 20 дней.

Горчица в черноземной почве все же выросла на 2 смвыше чем в глинистой почве, в песчной почве без удобрений растение низкое и слабое и концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов,мы пришли к следующим выводам:

— в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

— состав почвы влияет на рост растений;

— при благоприятных условиях растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

— всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

— при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают.

«Образование почвы»

«Как сохранить почву

«Что содержится в почве

Беседы🙁«Почва, чудесная кладовая», «Как человек ухаживает за землей, «Кто живет под землей, «Береги землю, «Что можно сделать из песка и глины?»

— Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы».

-Как растения пьют воду?

-Огород на окошке

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных. Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомыхдостигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Читайте также:  Подсолнечник декоративный условия выращивания

— Наблюдения в природе.

1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.

5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.

12. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.

Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).

Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).

Просмотр мультфильмов «Дюймовочка», «Лунтик», «Урожай».

Игра — викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

— Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»

— Рисование на тему: «Животный мир»

— Выставка рисунков «Почва в природе»

Работа с родителями:

наглядная — Выставка книг «Почемучка».

— Рекомендации в родительском уголке.

-Изготовление папок по теме «Есть жизнь в почве»

Коллективная -Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

-Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».

«Как вести познавательную беседу».

«Как читать познавательную литературу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная Творческая -Творческая мастерская»

Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,

альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники».

— Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

— обобщение результатов работы;

— презентация проекта «Есть жизнь в почве»;

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва — верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничества участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта.

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий, удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-pochva_mge9k.pptx | 14883,01 Кб

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: » Микробы. Какие они?» Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект «Наш веселый огород» (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект «Ландыш» Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно — исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Источник

Adblock
detector