«Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что такое почва».Урок знакомит детей с новым материалом — «почва»; даёт представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; помогает учащимся выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы помогает ученикам установить состав почвы; знакомит детей с природными процессами образования почв. Урок расширяет знания детей о почве и приводит их в систему, развивает умения делать выводы, обобщения. Урок раскрывает роль почвы в жизни растений; помогает доказать учащимся необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Что такое почва» | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района г. Саратова
Урок по теме «Что такое почва»
учитель начальных классов
Тема урока: Что такое почва.
1.Познакомить детей с новым материалом — «почва»; дать представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы установить состав почвы; познакомить детей с природными процессами образования почв.
2.Расширить знания детей о почве и привести их в систему; развивать умения делать выводы, обобщения.
3.Раскрыть роль почвы в жизни растений; доказать необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Учитель читает стихотворение Сергея Викулова «Монолог Природы».
Я — Природа. Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить-
в моей всё это власти!-
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам — моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш)-
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
2.Постановка цели занятия.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, чем великий мастер-Природа одарила всё человечество. Природа, мир, тайник Вселенной. Сегодня мы совершим наше путешествие в этот мир, чтобы раскрыть еще один тайник. (На столе учителя стоит сундучок, в котором лежит «святая» земля). Раскрыть этот сундучок мы сможем, если будем правильно отвечать на вопросы и соберём как можно больше даров Великому мастеру-Природе! (Учитель даёт детям за правильные ответы карточки, на которых нарисованы овощи, фрукты, одежда, растения…)
3.Организация восприятия и осмысления новой информации.
-Почему нашу планету мы считаем красивой?
(Дети рассматривают слайды с красивыми пейзажами.)
-Что помогает ей быть такой красивой?
-А что такое почва?
-Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие — что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).
-Из каких слов оно состоит?
-Плодо — родный. Плоды, родить (рождать).
-Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать). Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
-Рассмотрите почву. Вы хотите узнать, из чего она состоит? Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
-Из почвы выходят пузырьки воздуха.
-Какой вывод можно сделать?
-В почве есть воздух.
-Возьмём промокательную бумагу и насыплем на неё немного почвы. Прижмём её плотно к бумаге. Стряхнём почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
-На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
-Что доказывает этот опыт?
-В почве есть вода.
-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
-Это сгорает перегной – гумус — перегнившие остатки растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров — рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.
-Возьмём стакан с водой и почвой. Что вы видите? Сделайте вывод.
-На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.
-Что это за осадок? Давайте рассмотрим внимательно?
-В почве есть песок и глина.
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Перегной как бы склад, откуда в почву постоянно поступают соли.
4.Первичная проверка понимания.
-Давайте составим схему «Состав почвы»
Дети в классе занимаются хоровым пением. Ребята исполняют песню «Песенка защитников природа».
6.Решение проблемной задачи.
Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.
«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора.
Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше — Зима с морозами и метелями. И снова Весна – с весёлыми ручейками, ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже.
Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов, лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая, уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».
-Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?
-Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита — одна из главных задач человечества.
-О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)
а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5см.
б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.
в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают уничтожение растений в радиусе 5 м.
г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя может увеличиться на 15 – 20 см.
е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
-Какой вывод можно сделать из этих сообщений? Как мы можем помочь в решении этой проблемы?
7.Обобщение изучаемого на уроке.
-Теперь мы можем открыть наш тайник. (Учитель открывает сундучок и достаёт оттуда «святую» землю и карточку, на которой написано «Почва – мать и дочь жизни».)
-Почему почва – мать жизни?
-Она даёт растениям всё необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди, значит почва – наша кормилица.
-А почему почва – дочь жизни?
-Почва своим рождением обязана живым существам. Остатки отмерших растений и животных создают перегной – а значит и почву.
-Почва рождается жизнью и порождает жизнь. С давних времён люди поклонялись земле и считали её «святой». Они приписывали ей невидимую силу и способность исцелять от разных болезней. Эта земля привезена из монастыря «Серафима Саровского». Если приложить эту землю к больному месту – человек выздоравливает.
-А теперь давайте выставим на наборное полотно все карточки, которые вы заработали на уроке. (Дети выставляют карточки с изображением растений, овощей, одежды и т. д.)
-Кто даёт нам это?
8.Контроль за результатами учебной деятельности.
-А теперь каждый из вас сам оценит свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
(Дети выполняют тест)
-Какое слово получилось? (отлично)
-На следующем уроке мы продолжим наш разговор о почве.
1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».
2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю – матушку».
10.Подведение итогов урока.
- Выбери правильное определение почвы
я) верхний слой земли, где есть песок и глина
е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода
о) верхний плодородный слой земли
2.Какая главная часть почвы?
3. Что образуется из перегноя под действием микробов?
4. Что используют растения для питания?
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
6. Выбери правильный ответ. Почву можно отнести:
м) к живой природе
н) к живой и неживой природе одновременно
л) к неживой природе
7.Какое утверждение верно?
а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть
о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие
я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности
Источник
Конспект урока по познанию мира «Почва.Значение почвы» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Почва. Значение почвы.
Цель. Знать состав и значение почвы.
Задачи: 1. Проведут эксперимент и сделают вывод о составе почвы.
Выделят основное свойство почвы.
В группах предложат варианты сохранения плодородия почвы.
Ход урока:
Работа в Дневнике наблюдений. Рассмотреть виды осадков, состояние неба и сделать вывод о погоде в сентябре, октябре и ноябре.
3. Проверка домашнего задания.
Задание:
— Выбери и обведи кружочком свойства воды.
4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Учитель предлагает рассмотреть горсть почвы и говорит: «Я утверждаю, что в почве есть вода и воздух!». Предлагает ученикам либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение. Для аргументированного ответа учитель задает вопросы: Почему ты так думаешь? Откуда ты это знаешь? Где ты видел или читал об этом? Приведи примеры.
5. Сообщение темы и цели урока.
6.Работа над новым материалом.
Демонстрация опытов в целях доказательства утверждения учителя.
Опыт 1 доказывает, что в почве есть воздух.
Опыт 2 показывает, что в почве есть вода.
Опыт 3 показывает, что почва состоит из песка, глины, остатков растений и животных.
Работа по учебнику, с. 55. Чтение рассказа про Асана. Чтение с остановками.
«Увидела это мама и позвала его домой». Остановка (предложить всем ученикам поднять головы и посмотреть на учителя).
Почему Асану было скучно?
Что вы делаете, когда вам скучно?
Какую игру с пылью придумал Асан?
Как вы думаете, что ему скажет мама?
П. После слов: «Разве все это у меня на одежде? -стал оглядывать себя Асан», — остановка.
1) Почему мама не хотела, чтобы Асан чистил одежду дома?
2) Права ли мама, утверждая, что на одежде мальчика остались пыль и земля?
3) Как вы думаете, что ответит мальчику мама про пыль и грязь?
III . Чтение текста до слов «. объяснила мама».
— Давайте объясним Асану, что такое земля, или почва. Из чего она состоит?
Заполнение схемы «Состав почвы», с. 54-55.
1) Почему растения не растут на камнях?
2) Если бы ты был растением, то где предпочел бы расти — в саду, на песке или на глине? Почему?
3) Как вы думаете, нужно ли человеку заботиться о почве?
Чтение рассказа об археологических тайнах, с. 56-57.
1) Как объяснил дедушка, почему в ауле Сауле не так красиво?
2) Что такое перегной? Найдите в тексте и прочитайте.
3) О каком свойстве почвы рассказал дедушка?
Заполнение схемы.
7. Рефлексия. Работа в группах.
— Предложите, как люди должны заботиться о плодородии почвы.
Ученики в группах обсуждают, рассматривают различные варианты. Рисуют плакаты, схемы. Презентация групповых работ.
8. Домашнее задание. С. 54-57, читать; с. 57, ответить на вопросы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 301 человек из 64 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-392227
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник