Почва и ее значение
Это незаменимый элемент земной поверхности, благодаря которому существование растительных и животных организмов (а также микроорганизмов) становится возможным.
Взаимодействие здесь двойственное: всего живого не было бы без почвы, но сама почва является результатом жизнедеятельности этих организмов. Почва составляет одну из планетарных оболочек, которую принято называть педосферой.
Почва и круговорот веществ. Благодаря специфической смеси почвенных элементов, воды, воздуха и органических компонентов происходят процессы переработки, разложения и трансформации множества химических соединений.
Благодаря этому появляется возможность осуществлять питание в первую очередь для растений, и косвенно для животных и человека.
Значение почвы в природе можно разделить в зависимости от ее функций, основные из которых следующие:
- Концентрация энергетических запасов благодаря обеспечению процессов жизнедеятельности растений и осуществлению ими фотосинтеза (а следовательно и образованию многих полезных ископаемых).
- Создание взаимодействия между малым и большим круговоротами веществ — биологическим и геологическим.
- Осуществление регулирования основных процессов в биосфере — регуляции продуктивности живых организмов и плотности их заселения на поверхности планеты.
- Участие во взаимосвязанном процессе регулировки атмосферного и гидросферного составов.
- Обеспечение нормальных процессов жизнедеятельности земных организмов.
- Экологическая роль — участие в функциональности экосистемы и как составная часть биогеоценоза.
- Важная роль в сложных механизмах функционирования и регулирования атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и этносферы.
Значение почвы в жизни человека
Самим своим существованием почва обеспечивает возможность для жизни человеку и другим живым организмам. Почва и человек неразрывно связаны друг с другом. Не зря первыми эффективными технологиями человеческой цивилизации были земледелие и животноводство — то есть по сути, максимальные способы использования земельных ресурсов.
Энергетическая функция
Почва создает условия для жизни растений, которые преобразуют солнечную энергию методом фотосинтеза в органическую. Постепенно растения и другие органические остатки превращаются в уголь, нефть, газ, торф, тем самым создавая гигантские резервуары энергии для человеческой цивилизации.
Круговорот веществ в природе
Очень важно чтобы в состав почвы входили необходимые для нормального функционирования человеческого организма минеральные элементы.
Естественная регуляция популяций
Скопление растительных и животных организмов (а также человека) всегда происходит в тех областях планеты, где почвы наиболее плодородны, а климат благоприятствует жизни. И наоборот — почвы с низким плодородием снижают возможности существования на них флоры и фауны, тем самым регулируя численность определенных видов и популяций.
В социальном отношении роль почвы проявляется в том, что высокоурожайные земли становятся причиной территориальных конфликтов между странами и народами.
Почва как средство производства
Несомненно, почва является ценным средством для производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Всегда следует учитывать важность сохранения экологического состояния почвы при проведении различных агротехнических работ и организации видов производств, сопряженных с выделением токсинов и сточных вод в окружающую среду.
От состояния почвы напрямую зависит будущее жизни на планете. Кроме того, грунт необходим для создания жилищ и дорог.
Защитная функция почвы
Почва не только дает жизнь, но и обезвреживает опасные для жизни человека и животных вещества. Это и вредные химические соединения, и радиоактивные вещества, и опасные бактериальные и вирусные возбудители. Все эти компоненты накапливаются в почве и постепенно утилизируются.
Однако, буферный запас прочности почвы не безграничен, и если он будет постоянно превышаться, она перестанет справляться со своими протекторными функциями.
Источник
Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почва | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект урока по окружающему миру
Тема: « Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека ».
Выполнила студент(ка): 46 гр.
Цель: Расширить представление детей о природе, формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод .
-личностные: учиться быть наблюдательным; развивать экологическое воспитание
-предметные: вспомнить о разных способов размножения;
Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс
Методы и приемы
Содержание урока. Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке у нас будет много интересного и очень много новых открытий, а каких вы узнаете позже. Я желаю всем успеха.
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная
Что вы изучали на прошлом уроке?
Что такое почва?( поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы)
Что такое плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?( вода, воздух, тяжелые и легкие частички)
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию.
3. Постановка учебной задачи и ее решение
Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, чтение по цепочке
Сегодня у нас новая тема, а что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.
-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? « Образование почвы»
А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)
Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.
Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы — перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.
Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений.
Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество.
Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.
Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти — своими телами.
Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли.
Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. ()Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. (
Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая.
Предположить и узнать цели урока
Повторять движения за учителем
Разбор слова — плодородие
П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Умение определять цель урока
4.Решение частных задач
Словесн.: устное выполнение,
Работа в группах
Что участвует в образовании почвы?
Ребята, а как вы думаете, можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе?
Давайте прочитаем в учебнике, и ответим на эти вопросы.
Так почва — это живая или неживая природа?
Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные почвы?
-Прочтите 1 абзац пункта «Чем питаются животные почвы?»
Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы?
-Есть ли связь между растениями и животными?
-Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот)
Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков?
Кто может сказать, что такое цепь питания?
Разделиться на группы
Выполнять заданное исследование
К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;
Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
Практич.: самостоятельное выполнение упраж.,
Теперь я вам раздам листочки, будем писать тест.
-Что такое почва?
-На сколько групп можно разделить растения?
-Какими качествами обладают растения?
— Как происходит процесс размножения растений?
Молодцы, сдаем листочки.
Защищать по одному человеку в группах свое исследование
Писать самостоятельную работу
Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;
6.Подведение итогов урока
Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
-Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания? Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет?
Характеристика своих знаний на этом уроке
К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении здоровья младших школьников.
В докладе затронута важная проблема укрепления здоровья детей. Даны сведения о времени, проведенном в классе и дома за столом. Чтобы удовлетворить потребность в движении, нужно приобщать ребенка к жиз.
Конспект урока «Значение воды в природе и жизни человека»
Конспект урока и презентация. Тема: «Мир природы в народном творчестве». 3 класс. УМК «Перспектива»
Конспект урока окружающего мира «Царства живой природы»
Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира «Царства живой природы». Урок проведён с использованием кейс-технологии.
Конспект урока «Знакомимся с солёным тестом» по предмету «Изобразительная деятельность», 3 класс (обучение по СИПР).
Цель: Знакомство ребенка с пластичным материалом – солёным тестом.Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, сплющивание и «шлепанье».Формирование.
Презентация. Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.
Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.
Конспект урока окружающего мира «Человек — часть живой природы» (УМК » Школа России» 3 класс)
Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§ формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec.
Источник
Значение почвы в жизни человека
Каково значение почвы в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.
Значение почвы в жизни человека и в природе
Почва является незаменимым элементом земной поверхности. Благодаря ей обеспечивается существование животных и растительных организмов, микроорганизмов. Интересно, что не только почва обеспечивает жизнедеятельность живым существам, но и сама она является результатом их жизнедеятельности.
Почва – это одна из планетарных оболочек, которая называется педосферой. В ней имеется специфическая смесь воды, почвенных элементов, органических компонентов и воздуха, что обеспечивает процессы разложения, переработки и трансформации химических соединений. А это обуславливает значение почвы для жизни природы и человека.
Значение почвы в природе
- Так как в ней сконцентрировались энергетические запасы, то значение почвы для растений в том, что она обеспечивает процессы их жизнедеятельности и осуществления ими фотосинтеза. Результатом этого является образование полезных ископаемых.
- Почва способствует взаимодействию между большим и малым круговоротами веществ, геологическим и биологическим.
- Значение почвы для животных – она осуществляет регулирование основных биосферных процессов, а именно регуляцию продуктивности животных и плотности заселения их на планете.
- Регулирует гидросферный и атмосферный состав.
- Обеспечивает нормальные процессы жизнедеятельности всех земных организмов.
- Почва имеет значение экологического характера: в качестве части биогеоценоза она берет активное участие в функциональности экосистемы.
- Принимает участие в механизмах регулирования и функционирования гидросферы, атмосферы, биосферы, этносферы, литосферы.
Каково значение почвы в жизни человека?
Своим самим существованием она обеспечивает жизнедеятельность человеку и всем остальным живым организмам. Жизнь человека неразрывно связано с почвой, стоит только вспомнить, что первыми технологиями людской цивилизации были животноводство и земледелие – наиболее эффективные способы использования ресурсов земли.
Почва создает благотворные условия для жизни растений, которые постепенно превращаются в органические остатки. Благодаря им человечество может пользоваться нефтью, углем, торфом, газом. То есть почва создает огромные резервуары энергии.
В ее состав входят необходимые минеральные элементы для функционирования организма человека. В ходе круговорота геологических и органических компонентов, они высвобождаются в атмосферу и гидросферу, становясь источником органического синтеза.
Хозяйственное значение почв в том, что она является средством для производства животноводческой и сельскохозяйственной продукции. От нее зависит наше будущее. Также грунты необходимы для создания дорог и жилищ.
Кроме того, почва обезвреживает опасные радиоактивные вещества, химические соединения, вирусные и бактериальные возбудители, которые вредны для человечества и животных.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение почвы для жизни на нашей планете.
Источник