Меню

Значение почвы для человека 3 класс окружающий мир

Почва и ее значение

Это незаменимый элемент земной поверхности, благодаря которому существование растительных и животных организмов (а также микроорганизмов) становится возможным.

Взаимодействие здесь двойственное: всего живого не было бы без почвы, но сама почва является результатом жизнедеятельности этих организмов. Почва составляет одну из планетарных оболочек, которую принято называть педосферой.

Почва и круговорот веществ. Благодаря специфической смеси почвенных элементов, воды, воздуха и органических компонентов происходят процессы переработки, разложения и трансформации множества химических соединений.

Благодаря этому появляется возможность осуществлять питание в первую очередь для растений, и косвенно для животных и человека.

Значение почвы в природе можно разделить в зависимости от ее функций, основные из которых следующие:

  • Концентрация энергетических запасов благодаря обеспечению процессов жизнедеятельности растений и осуществлению ими фотосинтеза (а следовательно и образованию многих полезных ископаемых).
  • Создание взаимодействия между малым и большим круговоротами веществ — биологическим и геологическим.
  • Осуществление регулирования основных процессов в биосфере — регуляции продуктивности живых организмов и плотности их заселения на поверхности планеты.
  • Участие во взаимосвязанном процессе регулировки атмосферного и гидросферного составов.
  • Обеспечение нормальных процессов жизнедеятельности земных организмов.
  • Экологическая роль — участие в функциональности экосистемы и как составная часть биогеоценоза.
  • Важная роль в сложных механизмах функционирования и регулирования атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и этносферы.

Значение почвы в жизни человека

Самим своим существованием почва обеспечивает возможность для жизни человеку и другим живым организмам. Почва и человек неразрывно связаны друг с другом. Не зря первыми эффективными технологиями человеческой цивилизации были земледелие и животноводство — то есть по сути, максимальные способы использования земельных ресурсов.

Энергетическая функция

Почва создает условия для жизни растений, которые преобразуют солнечную энергию методом фотосинтеза в органическую. Постепенно растения и другие органические остатки превращаются в уголь, нефть, газ, торф, тем самым создавая гигантские резервуары энергии для человеческой цивилизации.

Круговорот веществ в природе

Очень важно чтобы в состав почвы входили необходимые для нормального функционирования человеческого организма минеральные элементы.

Естественная регуляция популяций

Скопление растительных и животных организмов (а также человека) всегда происходит в тех областях планеты, где почвы наиболее плодородны, а климат благоприятствует жизни. И наоборот — почвы с низким плодородием снижают возможности существования на них флоры и фауны, тем самым регулируя численность определенных видов и популяций.

В социальном отношении роль почвы проявляется в том, что высокоурожайные земли становятся причиной территориальных конфликтов между странами и народами.

Почва как средство производства

Несомненно, почва является ценным средством для производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Всегда следует учитывать важность сохранения экологического состояния почвы при проведении различных агротехнических работ и организации видов производств, сопряженных с выделением токсинов и сточных вод в окружающую среду.

От состояния почвы напрямую зависит будущее жизни на планете. Кроме того, грунт необходим для создания жилищ и дорог.

Защитная функция почвы

Почва не только дает жизнь, но и обезвреживает опасные для жизни человека и животных вещества. Это и вредные химические соединения, и радиоактивные вещества, и опасные бактериальные и вирусные возбудители. Все эти компоненты накапливаются в почве и постепенно утилизируются.

Однако, буферный запас прочности почвы не безграничен, и если он будет постоянно превышаться, она перестанет справляться со своими протекторными функциями.

Источник

Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Читайте также:  Характеристика почвы чернозема обыкновенного

Скачать:

Вложение Размер
Почва 24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект урока по окружающему миру

Тема: « Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека ».

Выполнила студент(ка): 46 гр.

Цель: Расширить представление детей о природе, формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод .

-личностные: учиться быть наблюдательным; развивать экологическое воспитание

-предметные: вспомнить о разных способов размножения;

Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке у нас будет много интересного и очень много новых открытий, а каких вы узнаете позже. Я желаю всем успеха.

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

Что вы изучали на прошлом уроке?

Что такое почва?( поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы)

Что такое плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?( вода, воздух, тяжелые и легкие частички)

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, чтение по цепочке

Сегодня у нас новая тема, а что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.

-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? « Образование почвы»

А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)

Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.

Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы — перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений.

Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество.

Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.

Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти — своими телами.

Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли.

Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. ()Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. (

Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая.

Предположить и узнать цели урока

Повторять движения за учителем

Разбор слова — плодородие

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Словесн.: устное выполнение,

Работа в группах

Что участвует в образовании почвы?

Ребята, а как вы думаете, можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе?

Давайте прочитаем в учебнике, и ответим на эти вопросы.

Так почва — это живая или неживая природа?

Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные почвы?

-Прочтите 1 абзац пункта «Чем питаются животные почвы?»

Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы?

-Есть ли связь между растениями и животными?

-Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот)

Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков?

Кто может сказать, что такое цепь питания?

Разделиться на группы

Выполнять заданное исследование

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Практич.: самостоятельное выполнение упраж.,

Теперь я вам раздам листочки, будем писать тест.

-Что такое почва?

-На сколько групп можно разделить растения?

-Какими качествами обладают растения?

— Как происходит процесс размножения растений?

Молодцы, сдаем листочки.

Защищать по одному человеку в группах свое исследование

Писать самостоятельную работу

Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

-Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания? Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет?

Характеристика своих знаний на этом уроке

К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение факторов окружающей живой природы в укреплении здоровья младших школьников.

В докладе затронута важная проблема укрепления здоровья детей. Даны сведения о времени, проведенном в классе и дома за столом. Чтобы удовлетворить потребность в движении, нужно приобщать ребенка к жиз.

Конспект урока «Значение воды в природе и жизни человека»
Конспект урока и презентация. Тема: «Мир природы в народном творчестве». 3 класс. УМК «Перспектива»

Конспект урока окружающего мира «Царства живой природы»

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира «Царства живой природы». Урок проведён с использованием кейс-технологии.

Конспект урока «Знакомимся с солёным тестом» по предмету «Изобразительная деятельность», 3 класс (обучение по СИПР).

Цель: Знакомство ребенка с пластичным материалом – солёным тестом.Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, сплющивание и «шлепанье».Формирование.

Презентация. Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.

Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.

Конспект урока окружающего мира «Человек — часть живой природы» (УМК » Школа России» 3 класс)

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§ формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec.

Источник

Значение почвы в жизни человека

Каково значение почвы в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение почвы в жизни человека и в природе

Почва является незаменимым элементом земной поверхности. Благодаря ей обеспечивается существование животных и растительных организмов, микроорганизмов. Интересно, что не только почва обеспечивает жизнедеятельность живым существам, но и сама она является результатом их жизнедеятельности.

Почва – это одна из планетарных оболочек, которая называется педосферой. В ней имеется специфическая смесь воды, почвенных элементов, органических компонентов и воздуха, что обеспечивает процессы разложения, переработки и трансформации химических соединений. А это обуславливает значение почвы для жизни природы и человека.

Значение почвы в природе

  • Так как в ней сконцентрировались энергетические запасы, то значение почвы для растений в том, что она обеспечивает процессы их жизнедеятельности и осуществления ими фотосинтеза. Результатом этого является образование полезных ископаемых.
  • Почва способствует взаимодействию между большим и малым круговоротами веществ, геологическим и биологическим.
  • Значение почвы для животных – она осуществляет регулирование основных биосферных процессов, а именно регуляцию продуктивности животных и плотности заселения их на планете.
  • Регулирует гидросферный и атмосферный состав.
  • Обеспечивает нормальные процессы жизнедеятельности всех земных организмов.
  • Почва имеет значение экологического характера: в качестве части биогеоценоза она берет активное участие в функциональности экосистемы.
  • Принимает участие в механизмах регулирования и функционирования гидросферы, атмосферы, биосферы, этносферы, литосферы.

Каково значение почвы в жизни человека?

Своим самим существованием она обеспечивает жизнедеятельность человеку и всем остальным живым организмам. Жизнь человека неразрывно связано с почвой, стоит только вспомнить, что первыми технологиями людской цивилизации были животноводство и земледелие – наиболее эффективные способы использования ресурсов земли.

Почва создает благотворные условия для жизни растений, которые постепенно превращаются в органические остатки. Благодаря им человечество может пользоваться нефтью, углем, торфом, газом. То есть почва создает огромные резервуары энергии.

В ее состав входят необходимые минеральные элементы для функционирования организма человека. В ходе круговорота геологических и органических компонентов, они высвобождаются в атмосферу и гидросферу, становясь источником органического синтеза.

Хозяйственное значение почв в том, что она является средством для производства животноводческой и сельскохозяйственной продукции. От нее зависит наше будущее. Также грунты необходимы для создания дорог и жилищ.

Кроме того, почва обезвреживает опасные радиоактивные вещества, химические соединения, вирусные и бактериальные возбудители, которые вредны для человечества и животных.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение почвы для жизни на нашей планете.

Источник

Adblock
detector