Меню

Знаешь ли ты что почва

Знаешь ли ты что почва

1.Почва, это богатство, подаренное нам природой.

Именно благодаря почве человек и животный мир обеспечены пропитанием, а все более развивающаяся в различных областях промышленность, сырьем.

2. Очень важно знать свойства почвы и правильно использовать её, чтобы будущие поколения всего живого на Земле не погибли.

3. Почва, по сути, является природной лабораторией по переработке остатков животного и растительного миров. При этом ее плодородность только усиливается, а образующиеся минеральные вещества питают другие растения.

4.Именно в этом и состоит основное назначение почвы, перерабатывать и передавать в себе все необходимые и полезные элементы для развития флоры и фауны.

5. Невероятно важным моментом является то, что почва также служит хранилищем углерода, около 75% и находится на втором месте после океанов.

6.Эта без сомнения необходимая способность почвы хранить углерод, препятствует его попаданию в атмосферу, смягчаются климатические изменения, повышается устойчивость к засухе и наводнениям.

7. Деревья играют важную роль в структуре и формировании полезного грунта, причем именно лиственные породы.

8.Лиственные деревья обогащают почву азотом, золой, перегноем, создавая нужную среду для микрофлоры.

9.Хвойные же породы деревьев, наоборот, имеют отрицательное воздействие, т.к. способствуют формированию подзолистых грунтов.

10. Почва — является наиболее благоприятным субстратом или средой обитания для подавляющего большинства живых существ — микроорганизмов, животных и растений.

11.По их общей биомассе почва (суша Земли) почти в 700 раз превосходит океан, хотя на долю суши приходится менее 1/3 земной поверхности.

12. Почва — это уникальное природное образование, в состав которого входят минералы, остатки растений, корни, микроорганизмы и животные. В состав почв входят также вода и газы.

13. Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда.

14. Мы привыкли воспринимать почву как должное. Но без почвы не смогли бы существовать, ни флора, ни фауна, ни человек.

15. Почва — главный регулятор состава атмосферы Земли. Обусловлено это деятельностью почвенных микроорганизмов, в огромных количествах продуцирующих разнообразные газы — азот и его окислы, кислород, диоксид и оксид углерода, метан и другие углеводороды, сероводород, ряд прочих летучих соединений.

16. Самым крупным фильтром для воды, также служит почва. Каждый год через нее фильтруются тысячи кубических километров воды. Почва задерживает токсины, и вода возвращается в океан менее загрязненной.

17. Процесс почвообразования происходит очень медленно. В средних широтах умеренного пояса плодородный слой почвы толщиной 0,5 — 2 сантиметра образуется примерно за 100 лет.

18.Для образования на поле слоя почвы толщиной 18-20 см нужно несколько тысяч лет. Полностью же сформирована почва имеет мощность 1 — 2 метра и состоит из нескольких слоев.

19.В разрезе почвы (почвенном профиле) видно ее слоистую структуру.

20. Наша жизнь во многом зависит от почвы под ногами, который создавался природой даже не веками, а целыми тысячелетиями.

КАМЕННАЯ ПУСТЫНЯ

21. Почва – уникальная субстанция. Изначально поверхность Земли была лишь голой каменной пустыней. Но со временем ветры разрушали твердые породы, превращая их в мельчайшие частицы, которые и стали основой для появления почвы.

22.Из-за изменений температур в горных породах образовывались трещины, и происходило их разрушение, а вода и ветер разносили остатки.

23.Затем появились прямо на скалах первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образовывая новое живое вещество, которое в итоге называется почвой.

Читайте также:  Кристалон удобрение для хвойных инструкция по применению

24. Любое воздействие на почвы сказывается на всей природе и, наоборот, изменения природных условий обусловливают значительные изменения почв.

25. Самый плодородный вид почвы – чернозём. Перегноя в нем не менее 15%, он характерный для климатов, где преобладает плюсовая температура, и чередуются между собой влажные и пересушенные периоды погоды, в основном это умеренный пояс.

26.Образовывался этот грунт на протяжении многих и многих лет под благоприятным влиянием почвообразующей породы, благотворного климата и травянистой растительности.

27.Чернозём характеризуется очень высокими воздушными и водными характеристиками. Он чрезвычайно богат на различные макро и микроэлементы, которые так необходимы для благополучной жизни флоры.

28. Почвенный покров поглощает из попадающей в него воды магний, калий, кальций и другие питательные вещества, и отдает их растениям.

29. На одном гектаре целинной земли насчитывается около 200 килограммов микроорганизмов. Общая же масса всех живых существ, населяющих этот участок земли, достигает тонны.

30. Почвы — не только источник питательных веществ для растений, но и среда обитания некоторых животных.

ПОЧВА — ДОМ ДЛЯ КРОТОВ И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

31.Почва является домом для: кротов, ящериц, личинок жуков, дождевых червей, лягушек, медведок и других.

32.Грызуны прокладывают огромное количество ходов, механически перемешивая почвенные слои до глубины 40-100 сантиметров. Они порой перерывают от 13 до 36 т / га земли, а обычные кроты — от 3,9 до 55 т / га.

33. Не менее миллиона различных насекомых (то есть 95 % от общего числа видов, известных ученым) так или иначе связано с почвой.

34.Одни проводят в земле всю жизнь, вторые откладывают яйца, у третьих — в ней отлеживаются куколки, у четвертых — живут личинки. И каждое из этих живых существ оставляет в земле свой след.

35. Дождевые черви на 1 гектар почвы составляет 130 тысяч особей общей массой около 400 килограммов. За год они переворачивают более 30 тонн грунта.

36. Основой почвы являются глина, песок и ил. Поэтому ее свойства напрямую зависят от содержащегося того или иного, в большем или меньшем количестве.

37.Например, если в грунте много ила, то он более плодороден, если это песчаный грунт, то нестрашны застои воды, чего не скажешь о глинистой почве, зато песчаный грунт быстро промерзает в минусовую температуру.

38. Также учеными установлено, что почва, являясь крупным резервуаром биоразнообразия, содержит в себе около трети жизни нашей планеты.

39.А в чайной ложке почвы, живых организмов больше, чем людей на Земле. И все эти миллиарды, живущие в почве, составляют достаточно сложную, но крайне важную сеть взаимосвязей.

40. Поле за 1 сутки может потерять слой почвы толщиной в 5 сантиметров из- за действия ветра.

ПОЧВА ФРАНЦУЗСКИХ ВИНОГРАДНИКОВ

41. Почва на французских виноградниках считается драгоценной, работники должны соскребать ее с ботинок, чтобы вернуть назад.

42. Зыбучие пески пустыне – самое опасное место нашей планеты. Это довольно опасное природное явление образуется из-за свойств сухого и влажного песка. Влажный песок отлично слипается, так как вода покрывает песчинки тонкой плевой, но главное при этом присутствие кислорода. Если же вытеснить кислород водой, то сцепление исчезнет. Под толстым слоем песка обязательно есть мощный водяной источник, этим и объясняется появление зыбучих песков.

43. Песок – «бывшая» горная порода. Состоит он из чистейшей породы кварца. Песчаная почва – это рыхлая смесь, состоящая из зерен от 0,10 до 5 миллиметров. Она образовалась из разрушенных горных твердых пород.

Читайте также:  Удобрения для алычи при посадке

44.Пески могут быть различного происхождения: делювиальными, аллювиальными, озерными, эоловыми, морскими. Песок, который возник вследствие деятельности протоков разной природы, имеет более круглую, обкатанную форму. Песчаный грунт свойственный полупустыням и пустыням. Это лишенный особой связности зернистый и пышный грунт.

45.Песок легко подвергается различным формам эрозий и практически не держит влагу и питательные, полезные элементы. Как и у любой другой почвы у него все же есть свои положительные характеристики. К примеру, он не подвержен заболачиванию, потому как благодаря крупнозернистой структуре вода с легкостью проходит через него, к корням растений поступает воздух в необходимом объеме, а гниль и вовсе тут не выживает.

46. Микроорганизмы, живущие в почве, используют в медицине, например, для изготовления антибиотиков.

ИЗ МИКРООРГАНИЗМОВ ПОЧВЫ ИЗГОТАВЛИВАЮТ ЛЕКАРСТВА

47.Благодаря почве, мы имеем лекарства, такие как стрептомицин, первый активный антибиотик для борьбы с туберкулезом и чумой. А лекарственное средство циклоспорин, назначается больному, дабы предотвратить отторжение при пересадке тканей или органов.

48. Основа каждой почвы – это 3 элемента: песок, ил и глина. Выделяют три слоя, из которых и состоит грунт. Самый первый уровень – это подстилающая порода. Средний слой – подпочва или горная остаточная порода. Верхний – пахотный уровень – самый плодородный из-за высокого содержания питательных и полезных элементов, в частности перегноя.

49. В почве заключен гарант нашего существования. Здоровая почва гарантирует нам продовольственную безопасность на планете. Так как именно почва дает растениям все самое необходимое, наша задача относится к ней бережно, чтобы не прервать пищевую цепь и не погибнуть от голода.

50. Значение и роль почвы сложно переоценить, потому, как она является незаменимой частью планеты, которая обеспечивает жизнедеятельность флоры и фауны.

Источник

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Читайте также:  Когда лучше перепахивать землю с навозом осенью или весной

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Источник

Adblock
detector