Урок окружающего мира 3 класс «Охрана почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Охрана почвы.
Сформировать представление учащихся о почве, как верхнем плодородном слое земли.
Познакомить со старинными способами обработки земли.
Развивать экологическое и историческое мышление.
Воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы.
Материал: «Окружающий мир» ,3 класс, методическое руководство.
Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, карточки, иллюстрации орудий труда старинные и современные, музыкальное оформление.
Режут – терплю,
Разбивают – терплю,
За все добром плачу.
— О чём идёт речь? (Земля)
— Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
Сегодня на уроке объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о том, как обрабатывали почву наши предки, вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках по этой теме.
Рефлексия.
Посмотрите на доску и поставьте значок в своей тетради, соответствующий вашим знаниям по данной теме.
Проверка домашнего задания.
Начнем урок с проверки домашнего задания.
— О чем мы говорили на предыдущем уроке ? (о почве, о земле — кормилице).
— Какие почвы характерны для нашего края?
— От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя).
— Что входит в состав почвы? Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли).
— Что необходимо для защиты почвы на полях? (Проводить снегозадержание на полях, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения )
— Для чего нужно защищать почву на полях? ( Чтобы повысить плодородие почвы)
— К уроку ребята подготовили сообщения об обитателях почвы.
Сценка.
(Ученик в костюме растения)
— По вине людей почва может разрушаться. Люди уничтожают растения, вырубают деревья, выкорчёвывают пни. По вине людей случаются пожары, гектары лесов выгорают. Почву размывает вода, выдувает ветер. Этот процесс называют эрозией почвы. Помогите земле, чтобы растения жили на земле и радовали людей своими подарками.
(Ученик в костюме крота)
— Я тоже хочу пожаловаться на человека. Почва многого «боится», особенно ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате подземные жители гибнут, а без нас почва теряет своё плодородие. Помогите нам.
— Ребята, давайте найдём пути выхода из этих ситуаций.
Работа в группах.
уважать мнение своего товарища
1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки:
Посадка растений, образование оврагов, снегозадержание, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.
2 группа: найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.
3 группа: придумай свой знак в защиту почвы. Нарисуй.
4 группа: составь пословицы:
а хлеб белый родит.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прерывается. Каковы последствия? (исчезнут растения и животные, не сможет жить человек, планета станет безжизненной) Вот почему учёный В.В.Докучаев, который занимался изучением почвы, говорил, что «почва дороже золота, Без золота люди проживут, а без почвы нет»
Работа с текстом учебника. с. 93-94
— Как вы понимаете старинное слово «земледелие»?
— Как возделывали поле наши предки?
— Какие орудия труда использовали?
— Какие из них сохранились до наших дней?
— Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?
— Догадайся, о чём идёт речь?
Человек жил с ней в единстве, сроднился с нею и называл её не иначе, как матушкой-кормилицей, редкостным даром природы. (Речь идёт о почве)
— Почему люди называют землю « кормилицей»? ( Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных).
А раз земля кормилица, то ее надо охранять, беречь.
— Вернёмся к таблице и посмотрим, как изменились наши знания по изученной теме.
— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали, подготовили большой материал, многое узнали.
«Окружающий мир» поурочные планы, автор составитель Т.В. Бондарева
«Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин
Под эрозией почвы понимают многообразные процессы разрушения почвенного покрова потоками воды и ветра. [ . ]
Различают несколько видов эрозии почв. Ветровая эрозия распространена, как правило, в засушливых зонах, на почвах, содержащих много мелких пылевидных частиц и лишенных растительности. Различают повседневную ветровую эрозию (поземку) и пыльные, или черные, бури. Последние возникают при сильных ветрах и могут практически уничтожить плодородный слой почвы. [
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, воды, воздуха, глины и песка. На её плодородие существенно влияет содержание азота, фосфора, калийных солей и других веществ.
С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай.
Почва — сложная система , которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения.
Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность , отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.
Источник
Экологические знаки по экологии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ не бросайте мусор.docx
Выбранный для просмотра документ не вырубайте деревья.docx
НЕ ВЫРУБАЙТЕ ДЕРЕВЬЯ
Выбранный для просмотра документ не забирайте из леса животных домой.docx
Выбранный для просмотра документ не загрязняйте водоем.docx
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙТЕ ВОДОЁМ
Выбранный для просмотра документ не заезжать на машине в лес.docx
НЕ ЗАЕЗЖАТЬ НА МАШИНЕ В ЛЕС
Выбранный для просмотра документ не ловить бабочек.docx
НЕ ЛОВИТЬ БАБОЧЕК
Выбранный для просмотра документ не ломай ветки 2.docx
НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ
Выбранный для просмотра документ не ломайте ветки.docx
Выбранный для просмотра документ не обижай насекомых.docx
Выбранный для просмотра документ не разбивай стекло.docx
НЕ БИТЬ СТЕКЛА
Выбранный для просмотра документ не разжигать костёр.docx
НЕ РАЗЖИГАТЬ КОСТЁР В ЛЕСУ
Выбранный для просмотра документ не разоряйте муравейники.docx
НЕ РАЗОРЯТЬ МУРАВЕЙНИКИ
Выбранный для просмотра документ не разорять птичьи гнёзда.docx
НЕ РАЗОРЯТЬ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА
Выбранный для просмотра документ не разорять птичьи гнезда 2.docx
НЕ РАЗОРЯТЬ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА
Выбранный для просмотра документ не рвать цветы.docx
НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ
Выбранный для просмотра документ не рви растения с корнем.docx
Выбранный для просмотра документ не топтайте несъедобные грибы.docx
НЕ ТОПТАТЬ НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
Выбранный для просмотра документ не шумите в лесу.docx
Выбранный для просмотра документ рвать цветы и траву запрещено.docx
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
- Сейчас обучается 2970 человек из 84 регионов
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Сейчас обучается 593 человека из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация для подготовительной группы на тему «День народного единства»
Конспект занятия на тему «Весна»
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Угощение для зимующих птиц»
Циклограмма «Пожарная безопаснось»2 младшая
Конспект итогового занятия на тему «Весна, весна красная!»
Консультация для воспитателей «Математика уже в детском саду»
«Зайкина избушка» Спектакль для детей 3-4 года
Три поросенка сценарий сказки для детей 3-4 лет
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376032 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник