Урок изобразительного искусства по теме «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта»
Разделы: МХК и ИЗО
Цель:
- формировать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
Задачи:
- продолжить знакомство с понятием “декоративно-прикладное искусство”, со славянской орнаментальной символикой;
- формировать понимание связи между представлениями людей об устройстве мира и образным строем орнамента;
- познакомить с символическим значением предмета народного быта – полотенца;
- развивать умение составлять декоративно-сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта, творчески применяя знания народной символики для создания орнамента;
- воспитывать любовь к Родине, её традициям и народной культуре;
- воспитывать активность, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование:
- для учащихся — эскизы полотенец, цветные карандаши, фломастеры;
- для учителя – карточки-задания для групповой работы, табличка с понятием “декоративно-прикладное искусство” (на доске).
Зрительный ряд:
- вышитые полотенца,
- выставка-композиция из предметов декоративно-прикладного искусства,
- таблица с изображением знаков-символов,
- таблица “Символика цвета”,
- иллюстрации с изображением вышитых природных орнаментов (“Берегиня”, “Древо жизни”, “Птицы”, “Конь”).
Музыкальный ряд:
- аудиозапись “Народные мелодии”.
I Организационный этап.
- Проверка готовности к уроку.
- Приветствие.
- Сообщение темы.
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народным творчеством, которое берет свое начало в древних временах.
— С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы природы: солнце, небо, воду, землю, растения.
Эти явления природы приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
– Кто может объяснить значение этого понятия?
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.
— Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Почему?
ДПИ имеет свой совершенно особый образный язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, задуматься о смысле, который он выражает.
2. Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма имеют символическое значение.
— Люди верили, что если желание “изобразить”, то оно обязательно сбудется. Изображали свои желания они с помощью знаков, в которых скрывается тайна. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем эти загадочные знаки.
(На доске таблица, с которой учащиеся уже познакомились на прошлом уроке).
ЗНАКИ СОЛНЦА | ЗНАКИ ЗЕМЛИ | ЗНАКИ ВОДЫ |
Каждой группе дается карточка-рисунок с символической композицией.
Задание: объяснить смысл изображения, обосновав своё решение.
(каждая группа совещается и комментирует изображение)
3. – Цвет тоже имел символическое значение, нес в себе определенный смысл.
Солнце, жизнь |
Трава, деревья |
Праздник |
Надежда |
Огонь |
Земля |
Задание: соотнести цвет с его символическим значением.
- почему для изображения “солнца”, “жизни” был выбран красный цвет? (красный – красивый, самое дорогое и главное изображалось этим цветом).
- люди изображали в орнаментах и узорах то, что было для них важно. Почему среди этих важных вещей есть такой символ, как огонь?
- используя голубой цвет, люди выражали надежду, мечту. А как на ваш взгляд, о чем могли мечтать наши предки, жившие 100-200 лет назад.
IV Изучение нового материала.
- вукрашении предметов быта использовались и другие природные мотивы: берегиня, дерево жизни, изображения птиц и коней.
- какой смысл стоит за каждым из этих символов нам расскажут ребята.
1. Сообщения учеников.
Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Берегиню часто изображали на одежде, полотенцах, стенах домов и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц и растений.
Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. В произведениях народного искусства древо жизни изображалось в виде разветвлённого растения, с цветами, плодами, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну — красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца.
2. Микроитог:
- Берегиня – символ плодородия земли, богатого урожая;
- Чудо-дерево – символ вечной жизни;
- Птицы – символ счастья;
- Конь – символ солнца.
— Все природные мотивы взяты из жизни, из природы, но в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительные обобщённые образы без мелких деталей и подробностей.
3. Рассказ о значении полотенца в жизни русского человека.
— Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Праздничные одежды, покрывала, скатерти, полотенца – все было украшено вышитыми орнаментами.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости.
У наших предков, например, существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром – нижним краем, где изображался восход солнца, а вечером – верхним, который символизировал закат.
— Все в жизни наших предков было не случайно, символично. Давайте попробуем изобразить движениями древние символы, а заодно и немного отдохнем.
Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).
VI Объяснение задания.
— Выполнить эскиз вышитого полотенца. Украсить полотенце узорами и орнаментами. Используя знаки солнца, земли, воды составить из них более сложные композиции (пример на доске) и расположить их в полосках. Центр композиции украсить древними символами плодородия (Берегиня), вечной жизни (Древо жизни), счастья (Птицы), солнца (Конь).
VII Практическая работа.
(звучат народные мелодии)
VIII Выставка и анализ работ.
— На Руси существовала еще одна традиция, связанная с полотенцем: встречать дорогих гостей хлебом-солью, подавать хлеб на вышитом полотенце.
— Встречайте гости нашу хозяюшку (выходит ученица, выносит на полотенце каравай и угощает присутствующих):
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Потрудились вы на славу,
Всем на удивленье!
А теперь все вместе дружно
Принимайте угощенье!
— Почему основной цвет, используемый в народных орнаментах и узорах, да и в ваших работах — это красный? (цвет жизни)
— Верно, самое большое желание людей – жить. Оказывается, люди верили в то, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.
— Какие еще желания люди выражали через орнамент? О чем они просили силы природы? (о дожде, об урожае)
— А почему это были главные желания? (от них зависела жизнь людей).
— Теперь, я думаю, увидев предметы народного искусства, вы сможете не только полюбоваться их красотой, но и суметь разгадать тайну, которую скрывают узоры и орнаменты.
Источник
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента
Категория: | Чистый источник |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 166 437, фото: 16
Содержание:
- 1 Символика узора
- 2 Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
- 2.1 Узоры в прямой клетке
- 2.2 Простые элементы
- 2.3 Узоры в косой клетке
- 2.4 Ленточный орнамент
- 3 Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
- 4 Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
- 5 Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
↑ Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
↑ Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
↑ Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
↑ Узоры в косой клетке
↑ Ленточный орнамент
↑ Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
↑ Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Источник