Меню

Зональные типы почв 8 класс домогацких кратко

§ 24. Зональные типы почв

Кто открыл закономерности широтной смены почв? Какие зональные типы почв вам уже известны?

Зональные типы почв

Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Но климат закономерно сменяется в направлении с севера на юг. Очевидно, что в этом же направлении должна происходить и смена почв. Впервые это доказал русский учёный В.В. Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг.

Главными зональными типами почв на территории России являются тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, чернозёмные, каштановые и серо-бурые почвы (рис. 102). Они соответствуют главным природным зонам нашей страны.

Тундрово-глеевые почвы образуются в условиях холодного и влажного субарктического климата. Они маломощны, их толщина не превышает нескольких сантиметров. Почвы отличает низкое плодородие. Под тонким (несколько миллиметров) гумусовым слоем находится глеевый горизонт. Это плотный, лишённый структуры и сильно переувлажнённый слой голубовато-сизого цвета.

Больше половины площади нашей страны занимают леса. Под лесами формируется несколько типов лесных почв. Подзолистые почвы возникают под таёжными лесами, расположенными в области избыточного увлажнения. Хвойные деревья, поскольку они не сбрасывают листву, дают небольшой опад. В условиях избыточного увлажнения небольшое количество гумуса, который образуется в почве, вымывается в нижние горизонты почвенного профиля. В результате наиболее выраженным горизонтом этой почвы является горизонт вымывания (подзолистый горизонт). Подзолистые почвы бедны минеральными веществами и обладают малым плодородием.

В зоне смешанных и широколиственных лесов деревья ежегодно сбрасывают листву. Поэтому в почву поступает гораздо больше питательных веществ и формируются дерново-подзолистые и серые лесные почвы. Они обладают отчётливо выраженным гумусовым горизонтом. Эти почвы гораздо более плодородны, чем подзолистые. Однако лидером по плодородию являются чернозёмы.

Чернозёмы — это почвы степей. Травянистая степная растительность ежегодно почти полностью отмирает. Климат здесь достаточно сухой, что препятствует вымыванию питательных веществ и гумуса из верхнего почвенного горизонта. В результате ежегодно в почву возвращаются все те питательные вещества, которые были использованы для развития растений. Кроме того, в почву поступают дополнительные органические вещества, которые возникли в процессе фотосинтеза. Постепенно формирующийся гумусовый горизонт достигает мощности более одного метра.

Когда в конце XIX в. в Париже проводилась Всемирная выставка, в павильоне России был выставлен уникальный экспонат, на который с изумлением смотрели все посетители. Это был запаянный в стеклянный куб со стороной 1 м кусок гумусового горизонта чернозёмной почвы. Многие себе такого даже представить не могли — гумусовый горизонт такой мощности! Французы были настолько потрясены им, что после выставки попросили оставить экспонат у себя. Долгое время он хранился в знаменитой Палате мер и весов как эталон плодородности почв.

Чернозём — самая плодородная почва мира. Именно поэтому настоящих диких степей нигде в мире почти не осталось, практически все они распаханы. Степи — это главные сельскохозяйственные районы нашей планеты.

Южнее степной зоны климат становится всё более засушливым. Растительность степей сменяется более скудной растительностью полупустынь. К тому же недостаток влаги препятствует разложению растительных остатков. Поэтому чернозёмы сменяются каштановыми, а затем бурыми и серо-бурыми почвами сухих степей и полупустынь. В условиях засушливого климата испаряемость превышает количество осадков и к земной поверхности подтягиваются грунтовые воды, нередко имеющие высокое содержание растворённых веществ. При испарении с земной поверхности разнообразные соли накапливаются в верхнем слое почвенного профиля — горизонте Аг Так возникают солончаки. Повышенное содержание солей в верхнем горизонте существенно снижает плодородие почв сухих степей и полупустынь.

Почвенная карта

Зональный характер смены почв наглядно демонстрируют почвенные карты. При движении с севера на юг типы почв закономерно сменяют друг друга. Зональный характер смены почв особенно хорошо прослеживается в пределах Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В восточной части страны, к востоку от Енисея, чёткой широтной зональности почв не наблюдается. Это связано со сложным рельефом и более однородными суровыми климатическими условиями.

Читайте также:  Щенок джек рассел выращивание

На почвенной карте разным цветом показаны площади, занятые различными типами почв. Условные знаки карты позволяют судить о заболоченности почв и их засоленности, южной границе распространения многолетней мерзлоты.

Источник

технологическая карта урока «Типы почв России» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_tipy_pochv_rosii_8_klass_tekh.karta_.docx 21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Саломасова Наталья Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ №17 г. Петушки

Конспект урока «Типы почв России»

Цель урока: изучить основные типы почв России.

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.

Технологическая карта урока

Игра “Верите ли вы в то, что…?”

1.Разойдитесь по экспертным группам. Изучите предложенный отрывок текста, подготовьте его презентацию.

2.Вернуться в рабочую группу, каждому презентовать отрывок, осмысленный в экспертной группе, сгруппировать информацию.

Игра “Верите ли вы в то, что…?”

Учитель предлагает ответить на вопросы:

а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;

б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;

в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;

г) самые плодородные почвы серые лесные;

д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;

е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра.

Какие ассоциации возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие, структура, механический состав…).

Предлагаются тексты о типах почв. Задания:

Сравнить эти типы почв по параметрам, которые были предложены на стадии вызова, дополнить “линии сравнения”, если необходимо;

Изучить закономерности распространения почв, используя почвенную карту и рисунок 100,101, стр. 130-131 учебника.

1 группа: Арктические пустыни .

Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1-3 см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты минеральной массы, подстилаемой на глубине 40-50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет.

Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.

II группа: Подзолистые почвы.

Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.

Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.

III группа: Серые лесные .

Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются:

– светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;

– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.

IV группа: Черноземы.

Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.

Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно

влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.

V группа: Бурые полупустынные почвы.

Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.

Серо-бурые пустынные почвы.

Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см). содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.

Эксперты возвращаются в свою группу, знакомят других членов группы со своим типом почв. В группе происходит обмен информации всех участников рабочей группы. В итоге складываются общее преставление по теме.

Источник

Урок: «Зональные типы почв». Практическая работа «Типы и свойства почв различных природных зон», 8 класс

Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

— давать определения терминов, понятий по тематике урока;

— выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

— выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

— читать и анализировать тематические карты;

— описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

— давать характеристику зональных типов почвы;

— обозначать на контурной карте географические объекты.

— сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

— понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

— использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

— находить достоверные сведения в источниках информации;

— обобщать тематический материал;

— составлять описания на основе достоверных источников информации;

— устанавливать причинно- следственные связи;

— составлять характеристику явления или объекта.

— определять цель, проблему в учебной деятельности;

— выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

— планировать учебную деятельность;

— самостоятельно исправлять ошибки .

— излагать свое мнение;

— понимать позицию другого.

— аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

— осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

— понимать эмоциональное состояние других;

— осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II .Опрос домашнего задания.

III .Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока : Зональные типы почв .

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.

Типы и свойства почв различных природных зон

Источник

Adblock
detector